Рекорд 6-6 в ММА – далеко не самый впечатляющий, особенно когда две победы так и не были зафиксированы ни в Tapology, ни в Sherdog. Тем не менее, карьеру Самбета Найманбаева совершенно точно нельзя назвать скучной или посредственной. В эксклюзивном интервью для Meta-ratings.kz боец рассказал о переезде из Талдыкоргана в Нью-Джерси, таксовке и мытье посуды в США, тренировках с элитой и нокауте ногой с разворота.
Самый яркий нокаут 2021 года в Казахстане
– Самбет, самый яркий момент твоей удивительной карьеры – нокаут в бою с Елжаном Алиаскаром, после которого ты отправился в поход за титулом. Как проходят тренировки и какие у тебя дальнейшие цели?
– Чувствую себя хорошо, обхожусь без травм без травм и повреждений. Сейчас для меня важно драться часто, как никак уже немолодой. Хочется поскорее забрать пояс в Казахстане и дальше драться заграницей.
– После твоего финиша многие болельщики поделились в комментариях на два лагеря: кто-то утверждает, что ты нанес лишние удары, а кто-то защищает тебя, ведь в бою все на инстинктах. А что думаешь ты сам?
– Я ни в коем случае не хотел наносить ему лишнего урона, за меня сработал адреналин. Честно говоря, мне тогда самому было неудобно перед Елжаном. Не выдержал и недавно написал ему лично, он ответил, что все понимает и претензий нет. Как никак спорт у нас такой.
Спонтанный переезд в США и начало карьеры в ММА
– К данному бою ты подходил с отрицательным рекордом 3-4. Многие посчитали что ты андердог, но мало кто знает о твоем прошлом – ранее ты все свои поединки провел в США. Расскажи, как именно ты попал в Штаты и почему ты начал свою карьеру именно там? Удовольствие как никак не из дешевых.
– Был один момент, когда я продал свою машину и хотел купить за место нее модель дешевле и экономичнее. Но тут друг говорит: «Поехали в Америку, у тебя ведь деньги на руках!». Получение визы всегда сложный процесс, но я решился, и мы занялись этим вопросом. В итоге все получилось. Естественно, в Штатах сразу пришлось работать. Однажды познакомился с американцем, он предложил заниматься ММА у него в зале.
– А твой друг тоже как-то оказался связан с ММА?
– Нет, он уехал уже через 15 дней. Посмотрел город и ему не понравилось (смеется). Я же после того как прожил полгода и упорно занимался тренировками попросил бой в любителях. Сказали, что можно хоть сейчас, только вес надо набрать. Я выпил воды и поехал драться.
– Тогда вопрос: до поездки у тебя в Казахстане уже был бэкграунд любительских боев?
– Нет, не было. Я просто сам тренировался, даже не выступал нигде.
– Чем тогда было обусловлено желание драться в ММА?
– Я с детства любил тренироваться, любил спорт. Нигде не выступал, но спорт люблю очень сильно.
Первый соперник - боксер, проведший на ринге 113 боев
– Сколько тебе было лет перед первым поединком?
– 26-27 лет. Брал пример с тренера - ему было 49 лет на тот момент, а он все еще дрался. Никогда не отговаривал и не утверждал, что мне поздно начинать.
– В каком городе и зале началась твоя жизнь в США?
– Я попал в штат Нью-Джерси, город Фрихолд. Тренировался в школе Данте Риверы. Тренер сам итальянец, но его семья живет в Штатах уже в третьем поколении. По любителям я довел свой рекорд до 2-1, затем позволили перейти в профессионалы.
Первый бой я выиграл нокаутом, затем готовился ко второму, но постоянно сменялись соперники. В общем, никак не получалось выступить и начались проблемы с деньгами. Пришлось больше работать и меньше тренироваться.
– Расскажи о первых соперниках. Тебя ставили на бои против оппонентов одного уровня, или были ребята, которые считались будущими проспектами?
– Первый соперник был очень хорош. У него было 113 поединков в боксе, солидный опыт. Я его никак не мог подловить, слишком грамотно чувствовал он дистанцию. Однако мне удалось его отправить в нокаут.
Тренировки с Забитом и Барбозой: кто жестче?
– После этого у тебя было сразу четыре поражения кряду.
– Да, из-за работы мне было тяжело готовиться к боям. Бывало скажут, что через неделю бой. Я соглашался и не успевал подготовиться.
– За все время в США удавалось поработать с топовыми спарринг-партнерами?
– Смотри, пару раз нас отвезли на сборы в академию Рикардо Алмейды. Там я спарринговался с Забитом Магомедшариповым и Эдсоном Барбозой.
– То есть для тебя они были полноценными спарринг-партнерами?
– Ну, скорее, я для них (смеется).
– Наверное такие ребята больше учат, чем бьют?
– Они больше тебя как грушу используют, с ними очень жестко все проходит.
– Забит как и ты выступает в полулегком весе, а Эдсон почти всю карьеру провел в легком, к тому же он считается довольно крупным для этой категории. Не чувствовал серьезной разницы в габаритах с таким парнем?
– С ним как раз-таки нет, он гоняет немного. Даже Забит больше него, он много веса сбрасывает для 66 килограммов. Честно, я еле выдержал один с ним раунд, он меня очень сильно удивил. А вот Барбоза наоборот, работает мягче.
– Магомедшарипов отрабатывал с тобой все эти кульбиты и трюки, которые он исполняет в боях?
– Да, еще как! Я это на себя ощутил.
– Пока по одному бою в Казахстане не очень понятно, какая у тебя сильная сторона. – Что тебе самому больше нравится?
– Всего понемногу. У меня нет базы. Я сразу начал с ММА и так дальше и пошло. Говорят, что у ребят с базой есть преимущество на старте, но и это не точно. Многое зависит от самого боя, от соперника.
«Я бы не сказал, что там лучше - и у нас тут ребята сильные»
– Почему же решил вернуться из Америки? Или банально виза заканчивалась?
– И виза заканчивалась, и уже домой меня звали. В общем, пришлось уже возвращаться.
– Что-нибудь удалось заработать за поединки, проведенные там?
– Да, получал от 1500 долларов. Максимум - 3000 баксов. Но и этого в США то не всегда хватает, более опытные ребята и по 11 тысяч зарабатывали. Хотелось бы конечно вернуться, потренироваться в США и России. К тому же мне уже 34, время поджимает. Сейчас я тренируюсь в Талдыкоргане, перебираться в Алматы пока не думал.
– Как относятся к твоему рекорду (6-6)? Не бывает неудобных ситуаций, может кто сразу тебя со счетов списывает из-за него?
– Бывает такое, спросят и сразу отмахиваются после ответа. Но меня это не беспокоит у каждого, свой путь.
– Пока тренировался в Нью-Джерси, не задумывался над тем что там уровень выше чем у нас в стране?
– Я бы не сказал, что там лучше. И у нас тут ребята сильные, тоже с хорошей базой. Из особенностей: они грамотно слушают свой угол, мягко и аккуратно работают, стараются все от тренера перенимать, много анализируют соперника.
– Один боец из СНГ как-то сказал, что если у тебя нет таланта, то в США тебя тренировать не будут. Это действительно так?
– Тренер мне полностью расписывал программу, следил за мной. Не сказал бы что это так. У него много учеников, и не все из них могут приносить доход для содержания зала, его можно понять. Но перед поединками он лично вставал со мной на спарринги, много отрабатывал со мной в паре и подсказывал.
– Удалось за все это время выучить английский?
–Точно стало лучше, чем было. Уже точно понимаю язык. Я продлевал визу за эти шесть лет через черновые работы. Например, первая работа - мыл посуду. Затем на стройке отпахал, и даже таксистом стал! Но никогда не было желания туда переехать, семью свою перевезти. Вот сейчас в Казахстане я сосредоточен чисто на ММА, планов других особо нет. Таксую только, если говорить о чем-то параллельном.