Казахстанский специалист Сергей Якушин в интервью Meta-ratings.kz поделился своими эмоциями о работе в европейском клубе, который выступает во второй лиге Кипра. Якушин рассказал Адилю Саптаеву, как появился такой вариант, как выстроен рабочий процесс и сколько он зарабатывает на должности ассистента главного тренера в клубе.
– Как появился вариант с клубом «Красава»?
– Я обучался и обучаюсь в техническом центре КФФ. Считается, что в Казахстане современная модель преподавания. Как ни странно, но этот момент стал ключевым в переговорах с клубом. Кроме того, меня порекомендовали коллеги, которые со мной обучались.
– Как вам атмосфера в клубе? Все ли вас устраивает?
– Атмосфера – топ! Адаптация в клубе прошла быстро. Менеджмент выстроен на хорошем уровне. Не было никаких проблем в общении с футболистами. Когда начинали переговоры с «Красавой», все было на хорошем уровне. Клуб решил все логистические вопросы, и я очень легко и с комфортом добрался до города. Все было максимально профессионально.
– Хотя это только вторая лига Кипра…
– Понятно, что и на Кипре есть клубы, которые выстроены хуже или лучше. Но, возможно, мне повезло, что я попал именно в такой коллектив. Начиная от билетов все было организованно хорошо Я действительно почувствовал, что это шаг вперед.
– Присутствует ли языковой барьер?
– Он есть. На русском языке разговаривают около 7-8 человек. Все остальные англоговорящие. Мои знания в английском пока оставляют желать лучшего – на данный момент помогает переводчик. Но потихоньку мой скилл в уровне подрастает, потому что для налаживания коммуникаций английский необходим. Русский язык – второй. Первый – английский.
– Не думаю, что для вас станет проблемой выучить английский.
– Это одно из условий работы в современном клубе. Понятное дело, что есть переводчик и ты всегда можешь донести до игрока свои мысли более глубоко через него, но для ежедневной коммуникации язык необходим. Рад, что такие условия подталкивают меня к изучению языка.
– Все познается в сравнении. Какие моменты можете выделить вы? И как выстроен тренировочный процесс?
– Футбол везде одинаковый. Глобальных сравнений не могу вам привести. В тренерском штабе все как и везде. Менеджмент строго отвечает за организацию. Тут есть четкая иерархия, где каждый отвечает за свое дело, что значительно упрощает работу в клубе.
– Круто, когда каждый отвечает за свое дело!
– Все работает так, как должно работать. Здесь нет чего-то удивительного. Нормально, ожидаемо, профессионально.
– Что нового открыли для себя?
– Здесь ты управляешь интернациональным коллективом в другой среде. Тут иная ментальность, где нужно доносить информацию чуть иначе и подстраиваться под местные реалии. В плане футбола не могу сказать, что были какие-то новшества. Он везде одинаковый, принципы построения коллектива ничем не отличаются.
– Другая страна, другая ментальность, другая кухня. Как вы обустроили свой быт на Кипре?
– С первого дня меня поселили в хорошей гостинице. Не нужно думать о лишнем, нужно лишь думать о работе в клубе. Эти два месяца проживал в отеле. В июле поеду туда снова, и мне нужно будет подыскать себе жилье, которое будет оплачивать клуб.
– Почему вы решили принять новый вызов?
– Это все на поверхности. Это развитие, мы тут все сравниваем. Многие говорят, почему наши футболисты не уезжают зарубеж, но мы также можем сказать и про тренеров. Первое – прогресс, новый вызов, развитие. У тебя всегда в резюме будет, что ты работал в Европе. К тому же, мы не знаем, как надолго это затянется. У клуба амбициозные задачи, и мне хочется задержаться тут подольше. Второе – к нам приезжают много иностранных специалистов.
К сожалению, казахстанцев в Европе не очень много –их можно перечислить по пальцам одной руки. Для меня это мотивация показать, что казахстанские специалисты могут показывать свою состоятельность на международной арене. У нас не самая плохая тренерская школа, хоть и не самого высокого уровня.
– В первую очередь вы доказываете самому себе?
– Конечно, я хочу проверить себя и понаблюдать за своим прогрессом. Здесь я приобретаю бесценный опыт.
– Были разговоры, что Савин хотел перевезти команду в Казахстан. Что это дало бы нашему футболу?
– Впервые слышу о такой теме от вас. Но если бы так произошло, то был бы толчок к развитию нашего футбола. Представим, что клуб с иным форматом заходит в наш футбол с частными деньгами, который мог бы запустить механизмы рыночных отношений. Но это все из области пофантазировать.
– Расскажите об инфраструктуре на Кипре: какие вещи Казахстан мог бы взять на вооружение?
– Нельзя сказать, что на Кипре суперинфраструктура. Остров маленький и много команд. Тут есть три профессиональные лиги, и еще столько же полупрофессиональных. Много команд, но мало полей. Увидел стадион, на котором играет «Арис», где помещается примерно 12 тысяч человек. Это не самый современный стадион, но весьма компактный и по-своему интересный. Трижды был на играх «Ариса» и мне понравилось, что когда он заполняется, то это создает атмосферу праздника и футбола. В этом отношении Казахстану не хватает небольших, компактных стадионов.
– Было ли непривычно заканчивать сезон в мае, когда в Казахстане начинается разгар чемпионата?
– Да это интересное наблюдение. Я провел небольшой промежуток времени, но у меня ощущение, что я отработал сезон. Да, ухожу в отпуск в мае, и мне немного непривычно. Выездные игры воспринимаются по-другому, потому что добраться в любую точку Кипра занимает всего час-полтора.
– Оцените уровень местного футбола.
– Если сравнивать тот дивизион, в котором играем мы (Вторая лига Кипра, – прим.ред), то это примерно один уровень с нашей первой лигой Казахстана. Также, как и у нас есть команды, которые решают задачу, а остальные на среднем уровне. Если оценивать Высшую лигу, то там, безусловно, заметно, что топы выделяются и там происходят лучшие зарубы среди команд.
Выделяются фанаты, у некоторых клубов они даже немного радикальны. Все это создает антураж европейского футбола. От Кипра выступают 4 клуба в еврокубках на постоянной основе. Уровень футбола схож с казахстанским, но они опережают нас в атмосфере. Больше болельщиков на трибунах, больше любви к футболу.
– Как так получается, что людей меньше, территории меньше, но людей на футбол ходит больше?
– Это часть их культуры. Если посмотреть на Лимасол, то весь город в фанатских граффити. Там живут болельщики «АЕЛ» и «Аполлона». Это не работа клубов с болельщиками, а это традиция для кипрских людей. Если мы в Казахстане отстаем в этом направлении, то значит нам нужно работать еще усерднее. Не скажу, что они работают грамотнее с болельщиками, просто для них это данность.
– Будет ли продолжение проекта «Че травишь»?
– Мы не закрыли его, а временно приостановили. На каком-то этапе нам показалось, что мы творчески «изжили» себя, поэтому решили взять долгосрочную паузу. Возможно, мы вернемся с этим форматом, а может и сменим его. Мы начинали «Че травишь» с легкостью, и поэтому легко приостановили его на время. Будет желание – будем делать!
– Чем занимается команда проекта «Че травишь»?
– Бахтияр занимается бизнесом, не связанным с футболом (второй ведущий проекта, – прим.ред). Оператор Алмат работает в структуре костанайского «Тобола».
– Каков ваш следующий шаг в тренерской карьере?
– Я прилетел в Казахстан, и у меня были предложения от казахстанских клубов, но я всем говорю, что у меня есть контракт с ФК «Красава», а во-вторых, у меня есть огромное желание продолжать работу именно там. Все мои мысли связаны с моим нынешней работой.
– А кто предлагал из казахстанских клубов?
– Говорить об этом некорректно, но это клуб Премьер-лиги.
– Сколько вы зарабатываете в «Красаве»?
– Контракт у меня больше, чем в «Аксу». Ненамного, но все равно выше.