Уникальный белый спринтер, чемпион мира и один из символов того, что российская легкая атлетика погрязла в допинге не полностью, провалил тест.
Россиян ловили на допинге, ВФЛА дисквалифицировали, а Шубенков вопреки всему брал медали
К допинг-скандалам в России все настолько привыкли, что по идее они и удивлять не должны, но каждый раз – еще более шокирующий. Теперь издание News.ru подорвало инфопространство сообщением о фуросемиде в пробе Сергея Шубенкова.
Шубенковым без сомнения можно было гордиться и за него хотелось переживать, как и за двух других российских топовых легкоатлетов – Марию Ласицкене и Анжелику Сидорову, которые, несмотря на постоянные отстранения российских спортсменов, доминировали среди лучших.
Да, у Шубенкова, в отличие от Ласицкене, в интервью прослеживались нотки о предвзятом отношении иностранцев к России, он кивал на иностранных атлетов, пропускавших тесты и имевших терапевтические исключения, не вел настолько горячую войну с руководством ВФЛА, но в целом линию Ласицкене вместе с Анжеликой Сидоровой поддерживал и был вторым человеком в комисии спортсменов после Марии.
Тем не менее, спортивная репутация Сергея была кристальной. Раз уж когда россиян, включая середняков, выкашивали десятками, то у чемпиона и постоянного призера Шубенкова точно не могло быть никакого допинга – неминуемо загребли бы вместе с остальными.
Членство Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) в IAAF было приостановлено в ноябре 2015 года, вскоре после эпохальной победы Шубенкова на чемпионате мира, из-за массовых допинговых нарушений. Самому бегуну на 110 метров с барьерами при этом не предъявили никаких обвинений, но на Олимпиаду-2016 российских спортсменов не пустили вообще, ни под каким флагом. Исключением стала Дарья Клишина, которая уже давно жила в США.
С тех пор Шубенков и другие не пойманные ни на чем запрещенном россияне участвовали в соревнованиях в нейтральном статусе – без флага и гимна Сергей взял два серебра чемпионата мира и второе место на чемпионате Европы.
А летом ВФЛА была на грани полного исключения из World Athletics – тогда бы российские спортсмены лишились права выступать даже под нейтральным флагом. Россия кое-как выплатила штраф более 6 млн долларов из-за дела другого топового атлета. Его Шубенкову, конечно, не переплюнуть: Данил Лысенко не явился на тестирования, а руководство ВФЛА во главе со Шляхтиным подсунуло в World Athletics справку о его болезни из выдуманной больницы (по ее адресу – разрушенное здание) от выдуманного врача.
Что такое фуросемид? Шубенков – подлый допингист или все вышло случайно?
Фуросемид – достаточно древний мочегонный препарат, который либо маскирует применение серьезных допинговых препаратов, либо помогает сгонять вес. За него в 2001 году дисквалифицировали саму Алину Кабаеву. Но когда это было: с развитием антидопинговых технологий фуросемид потерял смысл, поскольку обнаружить его можно в течение долгого времени.
«Даже не могу припомнить, когда легкоатлеты намеренно принимали фуросемид и чтобы именно на этот препарат проба давала положительный результат. Я бы сразу отмёл вариант, что это сознательное применение», – сказал «Чемпионату» юрист Артем Пацев.
Мало сомнений в том, что Шубенков, находясь под пристальным вниманием перед, пожалуй, последним шансом съездить на Олимпиаду, решил принять почти бессмысленный препарат (еще и для похудения), который очень легко ловится. Врач «Рубина» Михаил Бутовский предположил, что фуросемид мог попасть в организм случайно в загрязнённом препарате или в пищевой добавке, в которых, каким-то образом оказался фуросемид, вопреки описанному составу, ведь Сергей все читает.
«Мне левые уколы никто никогда не ставит. А если мы принимаем какие-то пилюли, у меня всегда есть упаковка и я четко знаю, что это и зачем. Лучше 300 раз перебдеть».
Что дальше? Шубенков может оправдаться или карьере конец, а вместе с ней ВФЛА?
По данным «СЭ», фуросемид присутствовал в пробе Шубенкова в минимальной концентрации, поэтому не исключен на 100% вариант, что в пробе «Б» его вовсе не окажется. Но практика показывает, что обычно где «А», там и «Б».
В последние годы в спорте были интересные оправдательные вердикты: допинг передавался через поцелуи, половые акты. Ну а швейцарская наездница Надя Петер Штайнер вошла в историю: доказала, что запрещенный препарат в организм ее лошади попал, потому что животное съело сено, на которое в кузове помочился водитель ее команды, принявший обезболивающее.
Эпичные версии от топового русского легкоатлета вряд ли кто-то будет слушать: по мнению Евгения Слюсаренко, Шубенкову нужна именно та партия биодобавки, через которую в организм попал фуросемид, и чеки, подтверждающие ее приобретение. В общем, хоть Шубенков и попался не на каких-то стероидах, способных улучшить его результаты, дисквалификация светит всеми цветами. А вместе с тем и завершение карьеры 32-летнего спортсмена.
Страшно представить, какой это удар не только по самому Шубенкову, но и по трехкратный чемпионке мира Марии Ласицкене, другим спортсменам. Одну Олимпиаду российские легкоатлеты уже полностью пропустили, летом чуть не вылетели со всех международных стартов в любом статусе, а уж теперь, когда попался тот, кого всегда ставили в пример как великого чистого русского спортсмена… Ну о каком возвращении российской легкой атлетики в мировую может идти речь?