Нигерийский защитник Уче Агбо стал одним из ключевых игроков «Актобе» в нынешнем сезоне, проведя 27 матчей во всех турнирах, в которых забил два мяча и сделал четыре голевые передач.
За свою карьеру Уче Агбо поиграл в разных чемпионатах Европы, защищая цвета таких клубов, как испанские «Гранада» и «Райо Вальекано», португальская «Брага», бельгийский «Стандард» и словацкая «Братислава». В интервью Meta-ratings.kz нигерийский защитник «Актобе» рассказал, чем отличаются европейские первенства от казахстанского, а также:
- назвал болельщиков «красно-белых» самыми лучшими в Казахстане;
- заявил, что уход Рамазана Оразова и Максима Самородова стал ключевой ошибкой в борьбе за чемпионство;
- и признал свою ошибку в матче против «Астаны».
– Уче, ты начал играть в футбол в Нигерии. Расскажи о своих первых шагах.
– Это был долгий путь. Дети в Африке начинают играть в футбол очень рано. Родился и вырос на севере Нигерии, в таких местах карьера начинается не в академиях, а на улице. Позже мне удалось выступать за штат Кано в Нигерии. Мой друг заметил мои успехи и позвал играть за любительскую команду. Оттуда я постепенно поднимался, переходя в другие команды. За три года успел поиграть в третьей, второй и первой по силе лигах. Через некоторое время получил вызов в сборную Нигерии до 20 лет.
– В 2013 году ты перешел в итальянский «Удинезе». Как так получилось?
– Скаут в Африке заметил меня и позвал в «Удинезе». Итальянский футбол отличается тем, что команды ставят акцент на физические данные. Мне было сложно конкурировать со своими одноклубниками. Мой агент предложил уйти в аренду в испанскую «Гранаду». На тот момент мне было 18 лет, поэтому первый год в Испании провел в дублирующей команде. В 2015 году в «Гранаде» сменился тренер: клуб возглавил Хосе Рамон Сандоваль, который часто доверял молодым игрокам. Он перевел меня в основную команду. В Кубке Испании мне удалось провести четыре матча, а в испанской Примере я вышел на поле шесть раз.
– Через год ты подписал контракт с английским «Уотфордом»…
– После завершения контракта с «Удинезе» на меня вышел «Уотфорд». Однако все было не так просто: если у игрока нет европейского паспорта и он не провел определенное количество матчей за свою сборную, то ему нужно получить разрешение на трудоустройство в Великобритании. Бюрократическая работа затягивалась, из-за чего руководство «Уотфорда» предложило мне уйти в аренду обратно в «Гранаду». Через год англичане продали меня в бельгийский «Стандард».
– Тогда ты должен был остаться в Англии, верно?
– Да, изначально «Уотфорд» хотел продать меня в другой английский клуб, однако мой агент настоял на том, чтобы я переехал в Бельгию и провел там несколько хороших сезонов. В льежском «Стандарде» все начиналось хорошо: в первом же сезоне сыграл 40 матчей во всех турнирах, но после смены главного тренера я потерял место в основном составе. В начале 2019 года ушел в аренду в «Райо Вальекано» на полгода, а летом подписал полноценный контракт с португальской «Брагой».
– В 2017 году ты дебютировал за сборную Нигерии. С кем из звездных футболистов команды удалось поиграть вместе?
– Тогда было много звезд в сборной: Джон Оби Микел, Алекс Ивоби, Уилфред Ндиди, Ахмед Муса и другие. Это был товарищеский матч против Того. Счастлив, что удалось защищать честь сборной своей страны.
– Что касается звезд-одноклубников, когда ты выступал в Европе?
– В «Гранаде» я играл со своим соотечественником Одионом Игало, который позже выступал за «Манчестер Юнайтед». Также были хорошие футболисты в «Браге», «Стандарде» и «Райо Вальекано».
– Как оцениваешь инфраструктуру в европейских чемпионатах?
– Конечно, инфраструктура в Европе намного лучше, чем в Казахстане. Однако стоит отметить, что казахстанский футбол развивается, а клубы стараются улучшать свою инфраструктуру. В Европе люди смотрят на футбол совсем по-другому, чем в Казахстане. За рубежом к футболу относятся намного легче, чем здесь. В Казахстане болельщики любят критиковать игроков и команды. Это отличает казахстанский и европейский футбол.
– Как ты думаешь, если казахстанские тренеры и функционеры будут ездить на обучение в европейские клубы, повысится ли уровень местного футбола?
– У меня уже был такой диалог с сотрудником медиа в нашем клубе, который учился в Испании. Он свободно говорит на английском и испанском. В Европе он обучался спортивному менеджменту и медиа-продакшену. Тогда я ему сказал, что если он откроет свое дело в Казахстане, то у него все получится, так как он уже знает, как должно все работать в европейских командах. В Казахстане есть таланты, но они не хотят пробовать себя за рубежом, потому что им слишком комфортно в домашних условиях. Максим Самородов – хороший пример. Перед его уходом посоветовал ему, чтобы он не находился в зоне комфорта. Первое время всегда будет сложно, но со временем человек привыкает и растет. Молодые футболисты ждут, когда кто-то другой уедет в Европу, потому что они не хотят быть первыми. Молодежь должна следовать за Оразовым, Зайнутдиновым и Аймбетовым. Когда эти ребята приезжают в расположение сборной, их коллеги сразу же замечают другой уровень, потому что они тренируются в других условиях и работают по другой методике. Руководители казахстанского футбола должны убеждать молодежь в том, что им нужно пробовать себя в иностранных чемпионатах. Я часто стараюсь разговаривать с молодежью в команде и давать им советы. Недавно общался с Мирасом Уманиязовым и посоветовал ему поскорее уезжать за рубеж. Он всегда может вернуться в Казахстан. С другой стороны, он будет примером для подрастающего поколения.
– На каком уровне находится футбол в Нигерии?
– Считаю, что он неплохо развивается. Раньше наш чемпионат не показывали по телевизору, а сейчас в стране идет футбольный «бум». Большое количество молодых игроков сразу уезжают в Европу. Раньше такого не было: талантливым футболистам сначала приходилось играть в Марокко, чтобы оттуда попасть в сильный чемпионат.
– Когда перед тобой стояло предложение от «Актобе» долго ли ты думал перед подписанием контракта?
– Честно говоря, мне пришлось взвесить все «за» и «против», потому что до перехода я ничего не знал о Казахстане, Актобе и команде. Даже мой агент не был знаком с местным чемпионатом. Мне удалось поговорить с Джабой Канкавой, который выступал в «Тоболе». Он уверил меня, что КПЛ – хороший чемпионат и отметил фанатов «Актобе». Я поверил его словам, ведь он один из самых опытных игроков «Слована».
– Какое у тебя впечатление о болельщиках «Актобе»?
– Мы объездили практически всю страну и играли против «Кайрата», «Астаны», «Тобола» и других команд. Старался оценивать болельщиков. Могу с уверенностью сказать, что самые лучшие болельщики в Казахстане у «Актобе». У нас были дальние выездные матчи, и мы всегда слышали поддержку наших фанатов с трибун. Думаю, нынешний стадион «Актобе» не вместил бы всех наших болельщиков. Знаю, что болельщики хотят от клуба большего. Мне было сложно адаптироваться к чемпионату, но наши фанаты поддерживали всех с самого начала сезона. К сожалению, я не смог отдать все 100% моих сил на поле, потому что я знаю, что могу выступать намного лучше. Долго привыкал к местному чемпионату, а сезон уже закончился.
– Твоя семья приезжала в Казахстан в текущем году, верно?
– Да, они посетили Актобе и им все понравилось. Они особенно ценят гостеприимство местных людей. Они чувствовали себя, как дома. Поддержка семьи очень важна для меня, особенно во время сезона.
– Кто самый смешной в «Актобе»?
– Маттео Барач, Габи Кики и Богдан Вэтэжелу – самые смешные ребята. Они всегда поднимают наше настроение. Мы – одна семья.
– Сложно ли было справиться с критикой после поражения от «Астаны»?
– После игры я зашел в социальные сети и увидел видео, где болельщики написали, что я должен был побежать за мячом в моменте со вторым голом «Астаны». Стараюсь не думать об этом. Никто не видит твои полезные действия, но все заметят твою ошибку. В футболе бывает всякое: иногда у тебя получается, а иногда ситуация бывает совсем плохой. Понимаю и принимаю критику болельщиков, у них есть право на это. Все хотят стать чемпионом и никто не хочет проигрывать. Признаю, что тогда я располагался на поле неправильно.
– После того, как Рамазан Оразов и Максим Самородов покинули «Актобе», клуб не нашел им замену.
– Это была одной из главных ошибок «Актобе». Если мы хотим стать чемпионами, то нужно было подождать, а не отпускать лидеров команды. Можно было бы оставить Оразова и Самородова по арендному соглашению с «Силькеборгом» и «Ахматом». Они бы присоединились к своим новым клубам после завершения текущего сезона. Это футбол, может быть, у руководства были другие цели. Если бы я был директором клуба, то точно бы не отпустил этих двух футболистов. Мы нуждались в Оразове и Самородове, потому что они делали разницу. Мы потеряли шансы на чемпионство из-за нескольких ошибок. Думаю, это станет для нас уроком, и мы постараемся взять «золото» в следующем году. Мы потеряли много очков, но будем учиться на своих же ошибках. Верю, что нам по силам стать чемпионами в следующем сезоне.
– Твой контракт заканчивается в конце этого года. Планируешь ли ты остаться в «Актобе»?
– Пока ничего непонятно, потому что никто не выходил на меня с предложением. Возможно, у меня будут другие варианты. Тем не менее, хочется поблагодарить болельщиков за этот сезон. Они всегда были с нами, несмотря на результаты. Болельщики стали нашим 12-м игроком.