Финансовый советник футбольного клуба «Дифферданж 03» Тибюрс Виллибальд, несмотря на обидное поражение по пенальти в матче второго раунда Лиги конференций с «Ордабасы», пообщался с автором Meta-ratings.kz Сергеем Бесединым.
Из эксклюзивного интервью, вы узнаете:
- Мнение Виллибальда о прошедшем матче
- За счет чего футбол в Люксембурге добился такого прогресса в последнее время;
- Играют ли в составе «Дифферданж 03» почтальоны и таксисты;
- Как в люксембургском футболе победили беспредел со стороны других федераций футбола;
- Как строится трансферная политика клуба;
- Какой был самый дорогой по финансам трасфер «Дифферданж 03»
— Мы договаривались с вами поговорить перед ответным матчем с «Ордабасы», но вы захотели пообщаться после. Понимаю, что вам сейчас очень тяжело на душе. Если вы не против, можем не касаться всего произошедшего в этом сумасшедшем матче, а поговорим просто о вашем клубе и футболе в Люксембурге?
— Нет, почему же? Мне понравилось, как сыграла наша команда в атаке. Мы бились до последнего, сумели сравнять счет в этом противостоянии, даже играя с удалением. Думаю, это был самый лучший и зрелищный матч всего игрового дня, и он понравится нейтральным зрителям любой страны. Нам не повезло по пенальти, но таков футбол.
— В названии вашего клуба присутсвует цифра «03». Объясние, пожалуйста, что она означает?
— Наш клуб в нынешнем формате образовался после объединения двух других клубов, игравших в городе Дифферданж. Это слияние произошло в 2003-м году, поэтому в названии присутствуют цифры «03» - это две последние цифры года, в котором был основан нынешний футбольный клуб «Дифферданж».
— Раньше в странах СНГ всегда ходило мнение о том, что в клубах и сборных уровня Фарерских островов, Андорры, Лихтенштейна и Люксембурга играют представители рабочих профессий: почтальоны, моряки, таксисты, диспечера, банкиры, торговые агенты и т.д. В дневное время они трудятся на работе, по вечерам и в свободное вермя ходят на тренировки, а в выходные играют матчи в чемпионатах среди любительских команд. Но результаты на международной арене, которые показывают ваши команды в последнее время, полностью опровергают тезис о том, что футбол в вашей стране на любительском уровне. Сборная Люксембурга смогла не проиграть в официальном матче Франции и до последнего претендовала на выход в финальную часть ЕВРО-2024. Чемпион Люксембурга «Дюдделанж» два года подряд проходил в группу Лиги Европы, играл там вничью с испанской «Бетисом». Как любителям удалось добиться такого успеха?
— В прошлом все было так, вы правы. Все футболисты, игравшие в люксембургских клубах, были аматорами и помимо футбола занимались еще другими делами. Что говорить, если и легионеры, которые к нам приезжали из других стран, тоже попутно подрабатывали: работали фитнес инструкторами в тренажерных залах, тренировали детские и юношеские команды, преподавали иностранные языки. Если же говорить про сборную Люксембурга, то лет 15 тому назад в нашей национальной команде бегало всего 2-3 профессиональных футболиста. Все остальные игроки были любителями. В наше время такого уже больше нет. В ту же сборную получают вызов только те футболисты, которые занимаются футболом профессионально, живут на доходы от футбола и больше не занимаются ничем другим. Если вы заметили, большинство наших футболистов на профессиональных контрактах в клубах, которые играют в бельгийском, голландском, французском, немецком чемпионатах. Да, это не Премьер Лиги, а вторые дивизионы, но все же там все равно профессионльный подход ко всему.
— Получается, что такой подъем люксембургского футбола связан с тем, что люди в вашей стране стали заниматься им более профессионально?
— Сложно показать результат, если помимо футбола еще и работать, заниматься бизнесом или учиться в институте. Поэтому мы изменли стратегию. Если раньше наши футболисты играли и работали, то теперь они полностью сконцентрированы только на играх и тренировках. От любительского и полупрофессионального уровня мы перешли на профессиональный уровень. Это произошло не сразу, но со временем, как вы видите, это принесло свои плоды.
— Казахсанские футболисты получают хорошие зарплаты. Взять тот же бюджет чемпиона Казахстана, который в десятки раз больше вашего. Но вы их победили в первой игре и уступили только по пенальти…
— Мне тяжело говорить о проблемах футбола в Казахстане, потому что я их не знаю. Я никогда не был в вашей стране до сегодняшнего матча, у меня нет там футбольных друзей или знакомых. Думаю, после этих матчей они уже появятся (смеется). Могу сказать только, что деньги не всегда решают все на поле. Да, они важны, но есть еще куда более важные факторы. В первую очередь – это кадры.
— Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду?
— Одна из главнейших причин нашего успеха в международных матчах заключается в том, что мы научились удерживать и сохранять наших сильнейших молодых игроков. Раньше, как только у нас появлялся какой-то хороший талант, его сразу переманивали к себе другие сборные. Самый яркий пример, которого потеряла наша сборная – это Миралем Пьянич. Он все детство жил в Люксембурге, воспитанник клуба «Шиффланж». Он должен был играть за сборную Люксембурга. Но федерация Боснии и Герцеговины вовремя напряглась и переманила его. Много воспитанников люксембургских клубов раньше приняли бельгийское, французское, немецкое, сербское и даже турецкое гражданство. Нам относительно недавно удалось остановить этот беспредел. Как только наши скауты видят потенциального сборника, сразу же стараемся заигрывать его и всех остальных молодых талантов за национальную сборную. У нас и так очень маленькая страна, а когда еще и такой отток футболистов, то очень сложно на что-то претендовать. Я думаю, это одна большая и общая проблема не только для Люксембурга, но и для всех маленьких стран. К счастью, нам удалось ее решить.
— Я согласен, что это очень большая проблема для маленьких стран. Но футболисты хотят играть в сильных сборных, с которыми можно что-то выиграть или хотя бы поехать на то же ЕВРО или Чемпионат мира. Понятно, что шансов сделать это больше с условной Турцией или Боснией, нежели с Люксембургом или Андоррой…
—Тут уже все зависит от родителей, от воспитания, от менталитета и патриотизма. У нас есть два футболиста – братья Тилль. У них было предложение играть за юношескую сборную Франции или национальную сборную Люксембурга. Даже не раздумывая, они выбрали Люксембург. Потому что их дед играл за Люксембург, отец играл за Люксембург, мать даже была в женской сборной. У них и мыслей не было, что можно поменять Родину на другую сборную. И когда Люксембург сыграл с Францией 0:0 в официальном матче, как ты думаешь, что чувствовали в тот момент братья Тилль и вся их семья?
— Да, я понимаю, о чем вы. Если говорить о вашем клубе, сколько сейчас у вас футболистов-любителей? — У нас есть несколько студентов, которые учатся. Но они все равно ходят на все тренировки. Раньше наши футболисты могли пропускать не только тренировки, но и даже игры из-за основной работы или учебы. Теперь это строго-настрого запрещается. У нас полноценный тренировочный процесс. По две тренировки в день – одна утром, вторая вечером.
— В свободное от игр и тренировок время вашим футболистам тоже запрещается подрабатывать?
— Не запрещается, но и нельзя сказать, что это поощряется. Если они хотят, то могут подрабатывать. Но это все происходит только во время отпусков и каникул.
— Интересно очень узнать, как у вас строится селекционная политика?
— Мы пытаемся найти либо опытных свободных агентов, поигравших на хорошем уровне, либо талантливых молодых игроков, которые являются воспитанниками академий клубов из топ-5. Например, наш вратарь Фелипе. Хоть ему и 40 лет, но у него большой опыт, он играл в чемпионате Португалии за «Брагу», в Венгрии за «Кишварду», в бразильских клубах. Другой пример - наш капитан Гифрей. Он играет у нас уже 14 лет, прошел школу французского «Метца» и пришел к нам.
— На каких условиях у вас проходят трансферы с подписанием новых и опытных футболистов? На сайте Трансфермаркет я нашел только одного игрока, которого вы купили за 25 тысяч евро. Остальные что, приходят бесплатно?
— Да, это правда. В это межсезонье мы потратили только 25 тысяч евро, выкупив трансфер Адама Эль Идриси. Мы не мадридский «Реал», и мы не можем себе позволить выкупить трансфер Джуда Биллингема за 150 миллиоов евро. Поэтому приобретать таких дорогих футболистов у нас нет возможности. Все, кто к нам приезжает либо свободные агенты, либо мы тратим на них символическую сумму.
— Символическая сумма – это сколько?
— 25-50 тысяч евро. Максимум, что мы платили за трансфер – это около 80 тысяч евро.
— Как ведется поиск игроков - свободных агентов?
— Мы работаем с агентами, с менеджерами, со скаутами. Иногда можем взять в аренду молодого игрока из более сильного клуба, если он там не проходит в основу. Бывает, что футболисты сами выходят на связь и предлагают приехать на просмотр. Тогда наши аналитики смотрят всю и дают отчет, кого приглашать, а кого нет.
— Бывает такое, что вы хотите взять игрока с опытом юношеской академии топового клуба, а он не хочет ехать в Люксембург?
— Мы все реально смотрим на вещи и понимаем, что воспитанники «Барселоны», «Реала» или «Аякса» не стоят в очередь, чтобы к нам приехать, даже если они не проходят в состав клубов середняков своих чемпионатов. Если игрок не хочет ехать к нам в Люксембург, его никто не заставляет. У человека должно быть желание играть в «Дифферданже», должна быть личная мотивация.
— Вы вылетаете из еврокубков. Каковы планы на будущее?
— Выиграть чемпионат и снова сыграть в Лиге Чемпионов. Нашему сопернику желаю сделать то, что не удалось нам и дойти до группового этапа.