После успешного периода работы в сборной Казахстана российский тренер Магомед Адиев вернулся на родину и возглавил грозненский «Ахмат». 47-летний специалист спас клуб от вылета из РПЛ и продлил с ним контракт. В летнее трансферное окно Адиев подписал знакомого ему по сборной Казахстана нападающего Максима Самородова из «Актобе», который уже провел два неполных матча за новую команду.
«Ютуб»-канал BorodAbata съездил в Грозный, чтобы записать эксклюзивное интервью с Магомедом Адиевым. Российский специалист порассуждал об участии президента КФФ Адлета Барменкулова в трансферу Самородова, а также про рассказал о:
- смене гражданства;
- перспективах Максима в грозненском клубе;
- конфликте с защитником «Актобе» Алибеком Касымом;
- и сравнил РПЛ в условиях санкций с КПЛ.
«Казахстанский футбол – уже часть моей жизни»
– Магомед Мусаевич, здравствуйте! Мы находимся в Грозном и, конечно же, воспользовались возможностью взять у вас интервью, тем более, что вы уже несколько месяцев тренируете «Ахмат». Еще наблюдаете за казахстанским футболом или уже отошли?
– Конечно, полностью не отошел. Это [казахстанский футбол] все равно уже часть моей жизни и, может быть, не самое плохое прошлое. Поэтому слежу. Общаюсь, нахожусь на связи с федерацией, поэтому не могу сказать, что полностью отошел. Но и нельзя сказать, что прямо каждый тур отслеживаю. Однако после тура всегда смотрю какую-то статистику, читаю.
– Автомобиль Барменкулова уже успели перегнать?
– Нет, еще не перегнал. Потому что некогда. Там еще бумажные нюансы согласовываются.
– А вообще жильем обзавестись в Астане, в Казахстане не планировали?
– На определенном этапе мысль была. Я уже комфортно себя чувствовал в Астане. И Адлет Назарбаевич [Барменкулов] мне по этому поводу говорил часто, что надо сюда переезжать. Как бы желание было. Но, видите, такой резкий поворот в карьере получился. Поэтому сейчас этот вопрос остается открытым.
– Вопрос о смене гражданства наверняка уже неактуален?
– Ну да, сейчас я вернулся домой. Когда был у руля нашей национальной сборной, тогда у нас такие мысли были. Но опять же, как сменил место работы – это уже не актуально.
«Я был заинтересован в переходе Самородова»
– Максим Самородов на днях был официально представлен в качестве игрока «Ахмата». Есть версия, что именно вы были инициатором приглашения игрока.
– Ну, понятно, что я с Максимом работал и хорошо его знаю. С руководством у нас неоднократно поднимался этот вопрос. И я, конечно, как тренер был заинтересован и просил их обратить на Самородова внимание. Считаю, у него довольно-таки хороший потенциал. Ну и после некоторых переговоров мы осуществили трансфер.
– Как относитесь к разговорам о том, что и Адиев, и Барменкулов имеют отношение к трансферу из «Актобе» в «Ахмат»?
– Ну, я даже не представляю, как это можно так связать. Он президент федерации, у него совершенно другие дела. Понятно, что я был заинтересован. Наверное, моя какая-то причастность возможна. Почему я поднимал этот вопрос и здесь в клубе, и с руководством «Актобе», что мы хотим заполучить этого футболиста. Но в принципе, переговоры у нас довольно-таки быстро произошли.
– Но в целом Барменкулов принимал участие в переговорах или нет?
– Нет, конечно. Как он может принимать?
– Просто в России написали, что он принимал участие.
– В целом иногда тут пишут... Понятно, что у Барменкулова есть очень много недоброжелателей в Казахстане, хотя человек уже показал, на какой уровень сборная вышла. Понятно, есть трудности. В федерации они всегда будут. И человек их пытается решать. Но всегда есть люди, которые, наверное, не заинтересованы в чем-то хорошем от Барменкулова.
ПАОК интересовался Самородовым
– Адлет Назарбаевич рассказывал о том, что у Макса были проблемы в Казахстане, и он помогал по каким-то вопросам.
– Здесь нужно отдать должное Адлету Назарбаевичу. Я как-то и в интервью говорил, что есть не только Самородов, есть масса футболистов, которым он помогал. Не так давно это было, когда тот же Тагыберген получил травму, и ему федерация оплачивала [лечение] травмы, хотя он там, в другом клубе находился и получил эту травму. Тот же Оразов. Он [Барменкулов] помогает многим футболистам.
– Вы постоянно на связи с Барменкуловым?
– Периодически созваниваемся. Понятно, что он занят. У меня здесь много дел, поэтому нельзя сказать, что каждый день. Ну, раз в три дня можем созвониться, узнать, как дела друг у друга.
– У него было сожаление, что отпускает вас достаточно рано?
– Ну да, наверное. Тяжелый у нас был разговор. Но опять же, мы взвесили все «за» и «против», и стало понятно, что надо было мне покидать сборную. Два года – это достаточный срок. И сборная в чем-то новом нуждалась, наверное, и я как тренер. Поэтому, я думаю, это правильное решение.
– По поводу Самородова, писали, что европейские команды им интересуются: и ПАОК, и «Арис», и «Рапид», и другие команды. Как думаете, ему ещерано в Европу?
– Я знаю точно, что ПАОК им интересовался. Мы даже связывались, и у нас переговорный момент был. Здесь, наверное, больше я уже Макса убеждал. Говорю: «Макс, все равно, Премьер-лига – это очень серьезный турнир. Понятно, ПАОК уровнем выше. Но я не думаю, что они тебя сейчас возьмут, и ты сразу будешь адаптирован». Я ему предложил пойти по пути Зайнутдинова. Он пришел в «Ростов», проявил себя и пошел в более статусный клуб. Я предложил взять этот вариант за основу. В принципе, он согласился.
– Но он в «Актобе» каждый год играл в еврокубках, а сейчас, к сожалению, их не будет. Это проблема?
– Ну, конечно, были бы еврокубки, в РПЛ было бы по-другому. Зрелищность продавала бы их [футболистов РПЛ]. Конечно, это проблема. Не так охотно иностранцы едут в чемпионат России, но все равно я считаю, что уровень РПЛ очень серьезен, тут большие скорости. Поэтому все мы с нетерпением ждем, когда еврокубки вернутся. Надеюсь, это не за горами.
«Проблема Зайнутдинова в том, что у него много позиций»
– Самородов ставит задачу попасть в топ-5 европейских лиг. Вы наверняка знаете, что из воспитанников казахстанского футбола пока ни один футболист там не играл. Это если мы не считаем Меркеля, Шмидтгаля, Энгеля и остальных. Как думаете, кто первым попадет в одну из сильнейших лиг? Алип, Зайнутдинов или Самородов?
– Все трое хорошо прибавили: и Зайнутдинов, и Самородов, и Алип, который очень серьезно добавил. Видно, сейчас он котируется и в РПЛ, и в сборной. Он всегда отдавался. И у Макса есть такой же потенциал. Много факторов должны сойтись, чтобы туда попасть. Поэтому мне тяжело сказать, но я каждому из них желал бы, чтобы они это сделали.
– Как думаете, в чем проблема Зайнутдинова?
– У него слишком много позиций на поле. С одной стороны, это хорошо, как я всегда говорил. С другой стороны, наверное, есть в этом проблема. Тренеры часто под свое видение используют то там, то в другом месте. Возможно, даже отсюда у него идут какие-то определенные травмы, потому что парню постоянно приходится перестраиваться.
– Бытует мнение, что турецкие клубы не совсем серьезны в том плане, что не дают времени на адаптацию. Результат нужен здесь и сейчас.
– Возможно. Турки – горячий народ, скажем, эмоциональные. Это можно увидеть в частой смене тренеров в том же «Бешикташе». Там сколько, тренеров пять уже сменили? По-моему, даже года не прошло. Эмоции – это хорошо. Но когда их слишком много и когда решения принимаются на эмоциях, я думаю, не всегда правильно.
– Вы наверняка в курсе, что «Зенит» им активно интересовался, Он сам лично заблокировал переход…
– Знаю, что в «Динамо» интересовались кандидатурой Зайнутдинова, они даже связывались со мной. Но он сам сказал, что хочет дальше развиваться и выиграть место в «Бешикташе».
– А он не хотел туда из-за того, что это шаг назад, или просто болельщики ЦСКА не поняли бы такой переход?
– Думаю, он, наверное, посчитал, что это для него шаг назад. У него уже была Премьер-лига, и человек хочет развиваться. Он поглядывал в сторону Италии. Я знаю, вроде бы и интерес какой-то к нему был, но пока не получилось так, как он хочет.
– А турецкий чемпионат превосходит российскийпо интенсивности, конкурентоспособности?
– Мне сложно сказать. Я там не работал, а лишь визуально смотрел. Но я считаю, что оба чемпионата могут конкурировать друг с другом.
– Абат Аймбетов за «Адану» забил один гол, еще два не засчитали, выходил на поле в концовках матчей. Как думаете, в этом сезоне ему удастся себя проявить?
– Очень надеюсь на это. У него есть качества, чтобы себя проявить. Он действительно может забивать эти голы, но его проблема была в том, что у него были определенные болячки, и весь его тренировочный процесс был не на таком уровне, как раньше. Он очень много пропускал даже в сборной, во время последнего этапа. Я с ним по этому поводу разговаривал и сказал, что он потерял в интенсивности. Он всегда брал тем, что очень много прессинговал. Сейчас он стал более статичным. Но опять же, это от его состояния зависит. Если он сейчас пройдет все сборы в полном объеме, я думаю, он может себя проявить. Он соответствует уровню чемпионата Турции. В последнее время, в связи с его формой, он не соответствовал этому уровню.
– Даже в условиях санкций российский чемпионат сильно превосходит казахстанский?
– Наверное, некорректно так говорить, но российский чемпионат превосходит КПЛ. То же самое по инфраструктуре. Взять освещаемость, как телевидение здесь развито. В разы больше дене крутится в российском футболе. Клубы могут хорошо зарабатывать на каждом завоеванном месте. Поэтому здесь уровень в этом плане выше. Соответственно, раз есть больше денег, то и лучше подбор футболистов, более качественные иностранцы приезжают, тренеры – это, конечно, создает силу.
– А есть ли в Казахстане футболист, которого с удовольствием забрали бы в «Ахмат»? Самородов – единственная кандидатура?
– Парни там интересные, тот же Ислам Чесноков хорошо развивается. Надо смотреть. Мне кажется, при должной работе Алибек Касым физически окрепнет и тогда у него были бы варианты в чемпионате России. У этих ребят подходящий возраст. Поэтому посмотреть можно.
– Наверняка, вы читали о том, что уже связывались с Чесноковым, тем более, что он был здесь полтора года назад на просмотре.
– Ну, это громко сказано. Я не связывался с Исламом, но у нас были разговоры со спортивным директором. Мы думали о его кандидатуре. Но на сегодняшний день этот трансфер точно не можем осуществить, потому что у нас по легионерам все места заняты. Самородов – последняя покупка на сегодняшний день. Нам сейчас и так пришлось одного иностранца отзаявить.
– А если сравнивать Чеснокова и Самородова по потенциалу, по игровым качествам…
– Они где-то, наверное, схожи в какой-то мере. Оба амбициозны, оба не тушуются каких-то громких команд или громких имен. Их характеризует молодая и задиристая игра. Оба идут в в контакт. Любят обыгрывать один в один. Ну, Чесноков, может, чуть ниже играет, а Макс, чуть выше.
– Вы упомянули фамилию Алибека Касыма. У вас были определенные разногласия в сборной. Все равно считаете, что он способен уехать в европейский чемпионат?
– У меня практически не бывает разногласий. Есть определенные дисциплинарные моменты, которые я от всех прошу, включая и Касыма, и любого другого. Если футболист этого не выполняет, тогда возникают проблемы или штрафные санкции. Или вспомните, как я его не вызвал в сборную. Никогда не считал, что он слабый футболист. У него есть качества, он молодой, но на тот момент на его позиции я видел других футболистов, которые были более опытными. Хотя я всегда понимал, что завтрашний день за Касымом и его надо будет наигрывать. Если бы я не ушел из сборной, он бы у меня сейчас играл. Но опять же, чтобы выйти на уровень, ему надо физически окрепнуть. Тем более, если Касым перейдет в Россию или уедет куда-то в Европу – там скорости совсем другие по сравнению с чемпионатом Казахстана. К этому надо привыкать и быть готовым.