Президент QJ League и вице-президент КФФ Рохус Шох в интервью Meta-ratings.kz подвел итоги сезона 2023 года и рассказал о дальнейших планах Лиги.
– Как вы относитесь к смене названия ПФЛК на QFL
– Слышал об этой новости и что там хотят сделать ребрендинг. Ничего плохого в этом не вижу. Когда я руководил ПФЛК, тоже задумывался об этом. Если бы я остался руководителем Лиги, точно бы сделал ребрендинг. Это нормальная история. Насколько я знаю там собралась команда из России, и думал, они привезут новые идеи, но это плагиат. Хотя ничего не плохого в этом не вижу. Мы, QJ League можем только гордиться, если они назовутся QFL. Значит мы их вдохновили, задали хороший тренд.
– Как вы относитесь к новым людям из России в ПФЛК?
– Никого толком не знаю. Знаю Александра Цомая, который успешно работал в «Спартаке» юристом. Не могу ничего сказать о новых людях в ПФЛК.
– Там набирают россиян, а вы в QJ набираете казахстанцев. Как вы к этому относитесь?
– У каждого свое видение. Значит они решили, что так будет эффективнее. Может мы забрали всех лучших, и никому их не оставили.
– Ваших специалистов активно пытаются хантить другие представители нашего футбола.
– Всем своим ребятам говорю: вы – молодые, у вас вся жизнь впереди, покоряйте новые высоты, развивайтесь. У нас свободные отношения с ними. Буду только рад, если наша нынешняя команда будет развиваться и в других проектах. В этом нет ничего страшного. Мы смогли доказать всем, что можем делать крутые продукты с нашими казахстанцами.
– Будет ли QJ League среди девушек?
– Однозначно, да. Недавно один из наших сотрудников приезжал в Усть-Каменогорск и девочки спрашивали: «когда будет QJ среди девушек?». Представительницы прекрасного пола очень заряжены на борьбу и с нетерпением ждут шанса продемонстрировать себя в нашем турнире. Наш главный спонсор Тимур Турлов двумя руками «за» развитие женского футбола в стране. Другой момент, что в Казахстане и в целом по всему миру наблюдается стагнация женского футбола.
– У Тимура Турлова есть идея создать профессиональную команду во второй лиге из воспитанников QJ League.
– Такой идеи я не слышал.
– Это было сказано одному из моих коллег.
– В разговоре говорятся разные вещи. Сегодня для него приоритет – развитие QJ League. В ближайшее время он хочет, чтобы проект оставил след в истории казахстанского футбола. В прошлом году я говорил Тимуру, что мы дадим эффект через пару лет, но получилось дать его уже в первый сезон проекта.
Первые «ласточки» мы увидим через года три. В этом году заходят ребята 2008 года рождения, а в следующем уже будут футболисты 2009 года. И вот именно эти спортсмены пройдут элитную школу нашей лиги, и тогда мы сможем оценить их уровень. Системностью подхода к подрастающему поколению должна заниматься КФФ, что она в принципе и делает, но и мы, в свою очередь, хотим внести лепту в развитие наших детей.
– Какая конечная цель?
– Наша цель – качественно изменить молодых футболистов к 17 годам. Мы должны обучить их техническим, тактическим, физическим и ментальным вещам, потому что все эти факторы в совокупности влияют на становление спортсмена.
– К примеру, Боранбаев и Галицкий заявляли, что их конечная цель – 11 воспитанников в составе. Может и у вас есть такие задачи?
– Очень уважаю и Кайрата Боранбаева, и Сергея Галицкого. Они сделали многое для детско-юношеского футбола. История про 11 футболистов? Не собираюсь ее оспаривать. Это вполне осуществимо. «Атлетик Бильбао»? Они никогда не выигрывали ЛЧ. «Барселона»? У них был урожайный год, когда в Ла Масии зажигались звезды, и в одном из матчей они это осуществили, но немалую долю успеха внесли и легионеры. И Боранбаев, и Галицкий прекрасно понимают, что в футбольной среде большая конкуренция. Они будут дальше приобретать иностранцев, чтобы выигрывать титулы и двигаться в еврокубках все дальше и дальше.
– Есть ли интерес у ближайших нам стран принять участие в QJ League и придать турниру международный статус?
– У меня хорошие отношения со всеми людьми из постсоветского пространства. Нашу лигу знают все страны бывшего Советского Союза. О нашей лиге говорят в Израиле, Германии и даже в США. Техническо-тактические действия наших игроков может проверить любой скаут мира. Нашему сайту нет аналогов на постсоветском пространстве. Мы хотим, чтобы наши игроки уезжали в ведущие чемпионаты Европы и становились ведущими игроками национальной сборной.
– Вы не ответили на вопрос о том, могут ли присоединиться команды из ближайшего зарубежья?
– Не рассматриваем этот вариант развития событий. На нас выходили определенные люди, которые были заинтересованы в участии в QJ League. Это были команды из Узбекистана и Кыргызстана. Все возможно, но пока это – наш национальный проект.
– Планирует ли QJ League заняться вопросами инфраструктуры?
– Тимур Турлов и его холдинг физически не может заниматься этими вопросами, даже если захотели бы. У него не хватит средств. Сейчас мы стимулируем региональные власти вкладываться в развитие детского футбола, что и является одной из задач. Мы должны вкладывать в местные школы, детей и наше будущее. Надеюсь и верю, что помимо властей придет региональный бизнес.
– Сможет ли в новом сезоне кто-то составить конкуренцию воспитанникам «Кайрата»?
– «Кайрат» опередил время и это заслуга Боранбаева, что он создал системную школу и построил великолепную инфраструктуру. В свое время это и делал Абдубаитов, когда делал школу «Онтустик», но история быстро завершилась. Если смотреть объективно, то будет сложно конкурировать с алматинцами, потому что они проводят колоссальную работу и собирают лучших футболистов со всей страны. Однако у других команд на этом фоне тоже происходит рост, что в будущем будет создавать более плотную конкуренцию.
– Но есть и другое замечание. К примеру, родители воспитанников «Кайрата» говорят, что их дети не растут в профессиональном плане, потому что нет конкуренции. Например, Аламгир Смаков близок к подписанию контракта с «Бешикташем».
– Это нормальная история. Желаю сыну Самата Смакова лишь удачи. Он еще здесь не все показал. Конечно, нужно пробовать. Но отвечу так – все игроки и тренеры из системы «Кайрата» говорят, что они выросли в профессиональном плане, поэтому это замечание не совсем корректно.
– Не боитесь ли вы, что, задрав такую плану воспитанникам будет больно падать?
– Это спортивная среда, нормальная конкуренция и выживает тот, кто готов. Мы дали платформу, задали высокую планку. К примеру, мы снимаем QJ с 12 камер, а ПФЛК не делает этого. Наши игры комментируют на двух языках – казахском и русском.
– Почему нет «Тобола» в QJ League?
– Никому не гарантированно быть в элите. Об этом мы говорили еще в начале прошлого сезона, потому что не все клубы работали правильно с точки зрения медиа и маркетинга. «Тобол» – один из претендентов на то, чтобы поучаствовать в предстоящем сезоне.