22-летний нигерийский нападающий Стэнли Нкоби в прошлом году дебютировал в КПЛ в составе «Турана», где провел 16 матчей и забил два гола. По окончании сезона нигериец покинул стан туркестанцев и в данное время находится без клуба. В интервью Meta-ratings.kz форвард рассказал о неудачном просмотре в «Кайрате», уходе из туркестанской команды, конфликте с Абдухаликом Бурибаевым, поделился мнением о жизни в Казахстане, уровне Премьер-лиги, а также ответил на вопрос о смене гражданства.
– Как твои дела? Где ты сейчас находишься?
– Всё хорошо, сейчас я в Нур-Султане.
– Что думаешь о январских событиях в стране? Где ты находился на тот момент?
– В действительности, это печально для каждого казахстанца. Во время этих событий я также был в столице, чувствовал себя в безопасности, потому что всё везде охранялось. Как мы знаем, а также со слов друзей, в других городах, особенно в Алматы, всё было гораздо сложнее. Были разрушены многие вещи в городе. Это было непредсказуемо для всех. Все мы желаем Казахстану светлого будущего, чтобы он стал ещё лучше.
– Твой контракт с «Тураном» завершился в конце декабря, и вы решили не продлевать его. Был ли вариант остаться в клубе?
– В Казахстане мы чаще всего подписываем однолетний контракт. Да, мой контракт с «Тураном» истек в конце года, и сейчас я свободный агент. Со мной никто не разговаривал о продлении контракта. К тому же, к концу сезона я уже осознавал, что покину команду. Я играл в этой команде уже на протяжении двух лет, «Туран» помог мне, а я – клубу. «Туран» – моя семья. Уверен, однажды в своей карьере я ещё вернусь в этот клуб. Сейчас же пора двигаться дальше.
– Ты забил 11 голов за 2 года, войдя в пятерку лучших бомбардиров в истории клуба. Что это значит для тебя?
– Ох, даже и не верится… Благодарю президента клуба, тренеров и всех футболистов. Без них я бы не достиг такого показателя.
– Поступали ли тебе предложения от других команд?
– Да, были переговоры с несколькими клубами из Казахстана, а также из-за рубежа. Часто получаю сообщения от друзей, которые переживают, почему я всё ещё не на сборах одной из команд в Турции. Но я никуда не тороплюсь, это на меня не давит.
– Трансферное окно открыто до апреля. Приоритет сделаешь в пользу команд КПЛ? А что, если не дождешься предложений, как это нередко бывает у нас в чемпионате?
– Как я и говорил, сейчас я свободный агент. Если мне поступит конкретное предложение, и оно будет меня устраивать, я сразу же поеду. Как футболист, ты должен ехать туда, где тебя оценивают по достоинству. В крайнем случае, я готов подождать до лета. Но я верю, что найду команду до закрытия трансферного окна.
– По моей информации, несколько клубов Первой лиги заинтересованы в твоих услугах. В частности «Яссы-Туркестан». Если поступит хорошее предложение, готов ли ты сделать шаг назад и вернуться в Первую лигу?
– Я не первый и не последний. Первая лига Казахстана – очень сильный чемпионат. В чем-то даже лучше Премьер-лиги, и сейчас я объясню. В Первой лиге очень быстрый темп игры. Все игроки хотят доказать самим себе, что достойны попасть в высший дивизион. Ведь в Премьер-лиге все игроки известны, их знают, уважают. Поэтому неправильно говорить, что Первая лига слабее.
– Значит, вероятность всё же есть?
– Если мне не поступят предложения из КПЛ, но я получу хорошее предложение из Первой лиги, то, конечно, я вернусь.
– В минувшем сезоне ты впервые сыграл в Премьер-лиге. Назови основные отличия от Первой лиги.
– Как и я сказал, у всех игроков в Первой лиге есть большая мечта – пробиться в высшую лигу. Особенно когда выступаешь в Первой лиге по пять-шесть лет, карьера уходит, а тебя до сих пор никто не знает, тогда и появляется большая мотивация что-то изменить. Обратная ситуация в Премьер-лиге, когда игрок уже заработал себе имя, и снижает к себе требования.
Вдобавок к тому, что я уже сказал, в Первой лиге выступают много футболистов с опытом игре в высшем дивизионе. Не секрет, что в Первой лиге бюджеты команд гораздо ниже, и чаще всего они перемещаются на выездные матчи на поезде. Бывало, мы ехали из Шымкента в Нур-Султан, а дорога занимала один день, из-за чего я чувствовал себя нехорошо. А в КПЛ мы отправляемся на выездные игры на самолёте, а путь занимает не более двух часов. Сразу чувствуешь себя профессионалом, хочется наслаждаться и ценить это. По этой причине команды Первой лиги так стараются войти в эту элиту.
– Во сколько раз выросла твоя зарплата по сравнению с Первой лигой?
– Бюджеты клубов КПЛ и Первой лиги на разном уровне. Всё что могу сказать – это то, что зарплаты действительно отличаются. Это еще одна причина, почему в Первой лиге футболисты играют очень усердно. Все хотят получать хорошую зарплату. Но не нужно ставить деньги на первое место, иначе перестанешь наслаждаться футболом. Для меня деньги – не главное. Было время, когда я играл в футбол за бесплатно, потому что это моя страсть.
– Кстати, что там с ситуацией по невыплате зарплат в «Туране»? До какого срока обещают расплатиться с вами?
– К сожалению, приходится сталкиваться с такой ситуацией, и это касается не только нашего клуба. Мне не объясняли подробностей, но по ходу прошлого сезона внезапно появилась какая-то финансовая проблема, из-за которой у клуба образовались долги. Нам должны зарплату за три месяца. Представители клуба дали обещание, что полностью рассчитаются с нами до 28 февраля. И мы, футболисты, относимся с пониманием и уважением. Однако, если до этого дня с нами не рассчитаются, мы будем вынуждены принять меры.
– Как тебе город Туркестан? Какие впечатления произвело на тебя это историческое место?
– На самом деле наша команда жила не в Туркестане, а в Шымкенте. Мы приезжали туда лишь за день до игры. Люди в Туркестане живут футболом, поддерживают свой клуб.
Не секрет, что это один из туристических городов Казахстана. Когда я гулял по городу, то всегда замечал, как иностранцы фотографируются на фоне древней архитектуры. Мне всё понравилось. По сей день город развивается, и, надеюсь, через несколько лет Туркестан станет ещё лучше.
– Как оценишь поддержку болельщиков на стадионах в Казахстане?
– Могу сказать, что это мой самый первый опыт в карьере. Прежде я переживал, что не смогу играть, когда на меня с трибун смотрит так много людей. Помню свою первую домашнюю игру на «Туркестан Арене». Тогда пришло очень много зрителей, на трибунах было шумно. Увидев меня, некоторые из них кричали «Стэнли! Давай! Забей!». Это невероятно мотивирует, даже когда уже не осталось сил, ты продолжаешь бежать до конца, хочешь подарить этим людям хорошее настроение после игры.
Если посмотреть на Европу, то там в футбол играют сколько не игроки, а больше фанаты. Когда они так мощно поддерживают свою команду, это заряжает игроков на поле энергией, благодаря которой они выступают лучше.
По этой причине футболисты нуждаются в поддержке от болельщиков. Мне же больше всех запомнились болельщики «Турана», «Кайрата» и «Каспия».
– А как тебе фанаты «Актобе»?
– Вау, фанаты «Актобе» невероятны. Помню, в 2020-м году мы играли против «Актобе», а стадион из-за карантина был закрыт для болельщиков. Но мы чётко слышали их поддержку за стадионом, их свист, когда мяч был у нас.
Хочу обратиться к тем людям, которые говорят, что чемпионат Казахстана для них неинтересен, поэтому они не ходят на стадион. Поддерживайте свой чемпионат! Ты пойдёшь на стадион, пойдут и другие люди! И так однажды о чемпионате Казахстана будут знать во всём мире.
– Ты пропустил первые игры в КПЛ. С чем это связано?
– Перед вылетом из Казахстана я удостоверился, что с визой было всё в порядке. Но также каждому иностранному футболисту нужно получить приглашение на въезд в страну из акимата того города, клуб которого ты представляешь. Помимо меня еще трое футболистов остались в Турции и около двух недель не могли вернуться в Казахстан. Были и иностранцы из других клубов с такой же проблемой.
– Пожалуй, ты пропустил самую обсуждаемую игру сезона в матче первого тура с «Астаной».
– Это было какое-то безумие (смеется). Самый забавный матч чемпионата Казахстана, который я видел. Конечно, мы смотрели трансляцию этой игры, в шутку называя это «бассейном». С одной стороны было очень смешно, но с другой нужно понимать, что это совершенно новый стадион. Нельзя быть на сто процентов уверенным, что всё пройдёт гладко. Проблема была в дренажной системе, и к тому моменту, когда мы вернулись в Туркестан, то более не сталкивались с этой проблемой.
– Поговорим о твоих первых голах: ты за 10 минут оформил дубль в игре с «Каспием». Какие эмоции испытывал в тот момент?
– Перед игрой я отправил своей семье, друзьям ссылки на прямую трансляцию этой игры. У некоторых из них время было ближе к полуночи, у некоторых всё ещё был день. Я был очень мотивирован, и в этой игре мне удалось забить два мяча за семь минут. Это пример того, когда игрок голоден до забитых мячей, постоянно бегает, борется на каждом участке поля.
Хочу отметить Таната Нусербаева, выполнившего тогда обе голевые передачи на меня. Он прекрасный игрок, и я рад, что был его одноклубником. В личном разговоре с ним я сказал, что научился у него очень многим вещам на тренировках и в играх, поблагодарил его за всё.
– В Кубке Казахстана ты забил 3 гола, и все из них были в ворота «Кайрата», который в итоге выиграл этот трофей. Было ли принципиально для тебя забить «Кайрату», ведь несколько лет назад ты не прошёл просмотр в их второй команде?
– Я не первый и не последний, у кого был подобный опыт. Если говорят, что ты недостаточно хорош в какой-либо команде, это не значит, что у тебя нет качества. Скорее всего, тебя просто не ценят. Нужно принять это и уйти. Я уважаю «Кайрат» и Кайрата Боранбаева. Президент клуба лично пригласил меня на просмотр во вторую команду, пусть мы до этого и не были знакомы. Он знает множество футболистов, и я удостоился чести быть приглашенным в клуб. Когда узнал, что не прошёл просмотр, то не смог сдержать слёз. Но этот момент стал первым серьезным шагом в моей карьере в Казахстане.
Вернувшись к прошлому сезону, благодаря своим одноклубникам я забил очень важный гол в Алматы, который принес «Турану» победу. К тому же, это был сумасшедший гол из-за пределов штрафной, который влетел в ворота от штанги. И я знаю, что в той игре на трибунах присутствовал Кайрат Боранбаев, который наверняка вспомнил и узнал меня. Я очень усердно работал, чтобы стать лучше. Появилась возможность играть в Первой лиге, помог своей новой команде пробиться в Премьер-лигу, а теперь забил три гола «Кайрату». Такова футбольная жизнь, нет ничего невозможного, когда веришь в себя.
– После победного гола «Кайрату» в Туркестане (4:3) ты отпраздновал его в стиле Мемфиса Депая, заткнув уши пальцами. Кому был адресован этот жест?
– В своей жизни мы переживаем как хороший опыт, так и плохой. Некоторые люди не верят в меня, но это мотивирует стараться еще больше. Этот жест означает, что не слушаю весь этот негатив в мой адрес, и буду делать то, что должен. Некоторые из моих одноклубников недопоняли смысла этого жеста. Например, Мардан Толебек подшучивал надо мной на тренировках: когда я забивал голы, он постоянно просил меня сделать этот жест. Он мой хороший друг, один из тех, кого обычно называют душой команды.
– Несмотря на яркий перфоманс в Кубке Казахстана, в сентябре ты стал гораздо реже играть в чемпионате. Правда ли, что у тебя испортились отношения с главным тренером Абдухаликом Бурибаевым?
– Жизнь профессионального футболиста не может быть каждый день хорошей. Но такие дни готовят меня к чему-то хорошему. Я могу вам нравиться, могу и не нравиться – мне без разницы. Я лишь выполняю свою работу. Не могу сказать, что меня кто-то невзлюбил, но если это действительно так, то это лишь в голове этого человека, а не в моей. Забиваю гол – тебе не нравится, играю хорошо или плохо – все равно не нравится.
В какой-то момент меня перевели в дублирующую команду, объяснив это тем, что им нужна моя помощь. У них ведь есть свои игроки. А что, если я получу травму, ведь на следующий день у основы домашняя игра в чемпионате? Порой мне было так печально от этого, порой очень злился. Неужели это всё из-за того, что я молод или недостаточно разговорчив? Три дня я не приезжал на тренировки «Турана», поддерживая форму самостоятельно. Некоторые одноклубники поддерживали меня в этой ситуации, понимали, к чему всё ведёт. В какой- то момент даже хотелось расторгнуть контракт в одностороннем порядке и уйти.
– Были случаи, когда он выпускал тебя на поле во втором тайме, а затем вновь менял на другого игрока. Что чувствовал в тот момент?
– У него есть своё мнение, он понимал, что делает. Мне, как профессиональному футболисту, это не нравится. Сказал ему: если он не хочет, чтобы я играл, то не надо меня унижать и позорить подобным образом. Бывало, что игроки были не готовы, в то время как я был полностью готов и физически, и ментально, но не играл. Возможно, он меня презирает, но мне все равно. Отношусь к нему с уважением и просто выполняю свою работу. Желаю ему удачи в дальнейшей карьере.
– Позже Абдухалик Бурибаев покинул свой пост. Как думаешь, в чем была причина его ухода?
– Он весьма хороший тренер для своего уровня. Так бывает. Если футболист играет плохо, то может покинуть команду. Так же, если команда показывает плохие результаты, тренер может лишиться своего места. Когда Бурибаев покинул свой пост, мне было грустно за него. Мои одноклубники хорошо знают меня, какой я по натуре. В прошлом был юмористом, поэтому у меня просто не может быть неприятелей. Люблю дарить людям улыбки и смех. Радуюсь, когда кто-то из одноклубников забивает гол и спешу его поздравить. Радуюсь, когда в команду приходит новичок, и с радостью приветствую его.
– После ухода Бурибаева главным тренером до конца сезона стал Куаныш Кабдулов, но ситуация стала еще хуже. Ты вовсе перестал играть за «Туран».
– Не могу ничего сказать, потому что не могу прочитать их мысли. Возможно, это его тренерское решение, и я его уважаю. Но исключение меня из состава не поможет ни ему, ни команде. Все знают, насколько я мог бы быть полезен.
– В Казахстане часто не доверяют молодым футболистам, ссылаясь, что им не хватает опыта. Что думаешь об этом?
– Вспомним ту же СДЮСШОР №8 из Нур-Султана. Они дошли до группового этапа Кубка Казахстана, пройдя на пути несколько сильных клубов. Хотя их футболистам по 16-18 лет. В Европе в этом возрасте футболисты вовсю зажигают в ТОП-5 чемпионатах. Поэтому не стоит недооценивать молодого игрока только из-за возраста. Зато он голоден до возможности играть. Голоден до того, чтобы показать себя. Этот настрой поможет ему делать то, что он может делать и в КПЛ, чем может приятно удивить многих людей. Стоит давать молодым игрокам этот шанс.
В футболе очень многое зависит от мотивации. Если она есть, ты будешь играть хорошо, забивать голы. Если ее нет, то будешь отбывать номер на поле. И это причина, по которой многие футболисты в Казахстане завязывают с футболом.
– Были ли в «Туране» такие футболисты «голодные до того, чтобы показать себя»?
– Таких игроков очень много. Взять того же Нургайни Бурибаева из «Турана». Ему всего 19 лет, он был самым молодым в нашем составе. Очень техничный парень, даже на тренировках он раздавал мне множество ассистов. Я говорю это не потому, что он мой друг, наоборот, мы не были близки с ним. Он очень молод, и это был его первый опыт в КПЛ, но горел желанием показать себя. И никто из нас даже не думал, что он попадает в состав потому, что его отец был главным тренером «Турана». Он заслужил это своей работой на тренировках, своим желанием показать себя. А в конце сезона Нургайни впервые получил вызов в молодежную сборную Казахстана. Это награда за усердную работу в футболе.
– Оставим прошлый сезон в прошлом. По твоему мнению, назови три твоих самых сильных футбольных качества. А также одно слабое, над которым еще нужно поработать.
– Как по мне, моё лучшее качество – то, что хорошо играю обеими ногами. Во-вторых, я хорошо играю головой, могу забивать с ее помощью после хорошей подачи. Ну и, напоследок, игроки и даже тренер говорит, что у меня достаточно плотное телосложение, и крайне тяжело забрать мяч. Что касается моей слабой стороны, порой мне не хватает скорости, чтобы убежать от оппонентов. Хотя я слышал, что некоторые называют меня быстрым нападающим.
– Знаешь ли ты, что стал антирекордсменом сезона по попаданиям в офсайд?
– Я всегда хочу забивать голы. Взять того же Роналду или Джейми Варди – они тоже лидеры по попаданию в офсайд. Пусть я пока не первый в списке бомбардиров, зато стал первым по попаданию в офсайд (улыбается).
– Против какого защитника в КПЛ было тяжелее всего играть?
– По правде говоря, это мой одноклубник – Олжас Керимжанов. Он очень высокий, и крупный по телосложению. Каждый раз, когда мы выполняли упражнение «нападающий против защитника», Керимжанов сразу же выбирал меня в пару. На тренировках было очень непросто обвести его и забить. Олжас очень силён и хорошо контролирует мяч. Я использовал его, чтобы стать лучше, так же, как и он использовал меня, чтобы улучшить свои оборонительные навыки. Однако он недостаточно быстрый, и когда я это понял, то начал пробрасывать мяч мимо него, убегал и забивал голы. Да, в других командах также есть сильные защитники, но я могу выделить Олжаса.
– Ты живешь в Казахстане уже пять лет. Неплохо говоришь по-русски, и даже понимаешь по-казахски. Не думал о получении гражданства?
– Могу с уверенностью сказать, что Казахстан – мой второй дом. Не важно, где буду играть в будущем – в чемпионате Казахстане, Европе, Китае или другом азиатском чемпионате. Всегда буду помнить, что моё сердце здесь, в Казахстане. Я начал свою профессиональную карьеру в Казахстане, и эта страна помогла мне во всём. Арыс, Туркестан останутся в моём сердце.
Да, это правда, что живу здесь уже более пяти лет, неплохо говорю по-русски и по-казахски. Некоторые из моих казахстанских друзей называют меня «черный казах – кара бала». Если поступит предложение принять казахстанское гражданство, буду принимать решение со своей семьей. Если меня пригласят выступать за национальную сборную, что скажет о большом уважении в мой адрес, то, конечно же, соглашусь и постараюсь помочь команде достичь больших целей.
Фото: ФК «Туран», ФК «Жетысу»