Летом 2022 года полузащитник сборной Казахстана и «Аксу» Айбол Абикен был дисквалифицирован на четыре года за нарушение антидопинговых правил: его пробы показали наличие запрещенного вещества. Позже срок наказания был смягчен и Абикен провел без футбола два года вместо изначальных четырех.
В интервью Meta-ratings.kz 28-летний Абикен рассказал о:
- первых ощущениях после того, как узнал новость о дисквалификации;
- решении в медиа-футбол;
- варианте с переходом в “Ордабасы” сразу после истечения срока наказания;
- возвращении в сборную Казахстана и новом главном тренере Станиславе Черчесове.
– Айбол, тебя больше двух лет не было в сборной.
– Конечно, возвращение в сборную Казахстана – большое для меня событие. Всегда ждал и верил, что обязательно вновь выйду на поле в майке национальной команды.
– Что поменялось в команде за период, пока ты отсутствовал? Как ребята встретили тебя?
– Два года – большой срок, за который наша сборная добилась хороших показателей. Я всегда был на связи и виделся с ребятами из сборной. Часто приходил на их игры. Атмосфера осталась такой же приятной, а ребята встретили меня отлично. Даже несмотря на то, что я не играл, все равно был близок к команде и игрокам.
– Как появился вариант с «Ордабасы»? Что от тебя ждали в команде? Ожидал ли приглашение от клуба, который в прошлом сезоне стал чемпионом Казахстана.
– Благодарен «Ордабасы» за приглашение и за предоставленную возможность. Они всегда меня поддерживали. Этот вызов можно тоже назвать хорошей поддержкой. Конечно, «Ордабасы» – самый привлекательный вариант. Мне поступали разные предложения от команд как и первой лиги, так и нижней таблицы Премьер-лиги. В этом году мы сыграем в квалификации Лиги чемпионов, а ребят в команде я знаю отлично. Эти факторы повлияли на мой выбор.
– Был ли психологический страх перед подписанием контракта с «Ордабасы»? Все таки шымкентский клуб борется за медали и будет играть в квалификации ЛЧ.
– Конечно, в начале своей двухлетней дисквалификации я думал о своем будущем. Строил планы на период моего возвращения на поле. Однако чем ближе срок подходил к концу, тем больше я чувствовал психологическое волнение. Переживал о том, что не смогу заиграть на былом уровне и боялся непринятия болельщиков. Тем не менее, когда я впервые вышел на тренировку после дисквалификации, почувствовал, будто бы впервые вышел играть в футбол (смеется). В тот момент у меня дрожали ноги. Поддержка одноклубников и тренеров мне сильно помогла. Сейчас же я думаю, что уже выхожу на былой уровень. Однако мне еще много над чем нужно работать.
– Советовался ли с Бауыржаном Исламханом по поводу возвращения в футбол? Он был в таком же положении, что и ты.
– После того, как у меня выявили допинг, я постоянно был на связи с Бауыржаном. Мы вместе тренировались во время дисквалификации. К сожалению, Исламхан получил травму сразу после своего возвращения на поле. Хотелось не повторять его ошибку. Поэтому задолго до выхода на поле я начал тренировать мышцы ног в спортзале, чтобы на поле у организма не было перенагрузки.
– В начале срок твоей дисквалификации был четыре года. Наверное ты не ждал такого сурового наказания. В интернете были слухи о том, что ты подумывал о завершении карьеры.
– Конечно, четыре года – слишком большой срок. После длительной паузы сложно вернуться в футбол. Скажу честно, если бы мне не сократили дисквалификацию, то я бы закончил с футболом. Непросто было бы вернуться на поле после тридцати лет. Даже двухгодичная дисквалификация – немалый срок.
– Мы видели тебя в медиа-футболе. Понравился ли тебе такой опыт? Какие плюсы и минусы медиа-футбола подметил для себя?
– Медиа-футбол помогал мне поддерживать форму. Однако нельзя сравнивать профессиональный и медиа-футбол. Разница между ними огромная. В медиа-футболе важно делать шоу. В этом плане я не самый лучший исполнитель. Я играл лишь для того, чтобы поддерживать форму. Конечно, когда ты не играешь больше двух лет, то тебе будет сложно в финансовом плане. Медиа-футбол предоставлял определенный заработок, хоть и не большой.
– Что ты почувствовал, когда впервые узнал о положительном результате своей допинг-пробы?
– Я не поверил, когда услышал о том, что у меня нашли допинг. Я даже подумать о таком не мог. Спустя время понял, что случилось и принял полностью ситуацию. Услышать такую новость – очень сложно. Я такого не пожелал бы даже своему злейшему врагу.
– Кто поддерживал тебя в такие моменты?
– Мне помогли много человек, которым я очень благодарен. Многие люди, которых я считал своими друзьями, отвернулись от меня. После истории с допингом перестал общаться со многими людьми. Тем не менее, мои старшие братья посоветовали не грустить и ждать окончания дисквалификации, чтобы вернуться в футбол еще сильнее. Сейчас я вернулся в футбол благодаря их безмерной поддержке.
– Твой первый матч за «Ордабасы» получился не самым лучшим: ты получил удаление. Не было ли негативных мыслей после того матча?
– К сожалению, получил красную карточку в первом же матче после возвращения на поле. Это был не самый лучший поступок. Я хорошо подготовился к игре и мы играли хорошо. Побеждали со счетом 1:0, а я стал автором голевой передачи. Я даже не ожидал получить красную карточку: хотел сыграть в мяч и выбить его из под ног соперника. Есть люди, которые понимают футбол, а есть те, кто не понимают. Мое личное мнение – в том моменте фол не тянул на красную карточку. Когда судья делает удаление, это обычно сопровождается человеческим фактором. Если бы я получил желтую карточку, то такого шума вокруг той ситуации не было бы. Да, на камере может показаться, что я задел соперника. Однако взгляд с поля – совсем другой. Тем не менее это – решение судьи, которое я не буду оправдывать. Болельщики разделились на два: были те, кто поддерживал, как и те, кто меня подверг критике. Безмерно благодарен всем тем, кто поддержал после того матча. Что касается хейтеров, то пусть они дальше продолжают писать негативные комментарии.
– После твоего прихода в сборную сменился главный тренер. Станислав Черчесов тренировал сборную России, против которой ты играл несколько лет назад. Что ждешь от нового тренерского штаба?
– После возвращение в сборную произошли большие изменения. Я не успел поработать с Магомедом Мусаевичем: когда получил дисквалификацию, он был назначен главным тренером сборной Казахстана. Когда я отбыл свою дисквалификацию, он уже ушел из команды. Мы знакомы друг с другом, однако не общались очень близко. В первой товарищеской встрече против Армении я не попал в заявку на матч. Причин не знаю: мне никто об этом не сказал. Что касается Станислава Саламовича, я помню, что мой дебютный матч в сборной был как раз-таки против сборной России Черчесова. Пока мы лично не знакомы с ним. Если его тренерский штаб вызовет меня на сентябрьские матчи, то хочу поближе познакомиться с Черчесовым и понять, какой он тренер.
– Не было ли мысли о том, чтобы остаться в медиа-футболе? Болельщики тебя любили, а ваша команда всегда занимала высокие места на различных турнирах.
– Повторюсь, нельзя сравнивать профессиональный и медиа-футбол. Мыслей о том, чтобы остаться в медиа-футболе у меня не было. В первую очередь, я профессиональный спортсмен. В медиа-футболе можно делать все, что угодно. Это меня не устраивало.
– Ранее ты был основным игроком сборной Казахстана. Болельщики все еще вспоминают твой гол в ворота сборной Албании с центра поля. Расскажи, как получилось забить в том моменте.
– Я уже получил очень много вопросов касательно гола в ворота Албании. Это не было случайным ударом. Когда мы пропустили от Албании, я видел, что вратарь вышел слишком далеко. С первого раза не получилось пробить в ворота. После второго пропущенного я решился сделать удар с центра поля, так как вратарь опять вышел вперед. Сказал Абату, чтобы он отдал мне мяч. Он сомневался и говорил: «не надо бить по воротам, мы опять потеряем мяч». У меня получилось его уговорить и я сделал свой удар. Буду рассказывать об этом голе своим детям. Тот гол – самый красивый в моей карьере. На тот момент нас тренировал Михал Билек. Он всегда в нас верил, за счет чего я и стал основным игроком сборной и играл намного лучше. Когда тренер верит в тебя, ты не будешь бояться брать игру в свои руки. Моя уверенность была только выше при поддержке Билека.
– Какие планы строишь на будущее?
– Дай Аллах, станем чемпионом с «Ордабасы» в этом году. Нас ждет квалификации Лига чемпионов. Хотелось бы выйти в групповой этап еврокубков и порадовать наших болельщиков. Что касается личных амбиций, мне нужно прибавить в физическом плане. Что касается психологии: проблем с этим уже нет, так как сложный период прошел. Буду продолжать усердно работать над собой.