Автор Meta-ratings.kz Алим Динасылов приводит интервью титулованного казахстанского боксера Каната Ислама сайту Turkistan.kz, в котором боксер честно рассказал о трудностях в профессиональном боксе, сожалениях и национальной сборной
– Канат, вы совсем исчезли с радаров. Когда планируете порадовать болельщиков, которые с нетерпением ждут ваш следующий бой?
– Я взял большой отдых после боя в октябре 2022 года. Теперь, планирую провести бой осенью этого года. В данный момент мы с командой готовимся к этому бою. Однако имя соперника, дата и место проведения боя пока неизвестны. Объявлю, как только будут договоренности.
– 10 сентября вам исполнится 39 лет. В одном интервью вы сказали, что вы уже 30 лет в спорте. Не думаете ли, что скоро время, чтобы повесить боксерские перчатки на гвоздь?
– Да, осенью мне будет 39. На самом деле, выступать на ринге в данном возрасте – уже признак мужества. Для меня это очень интересно. Время, когда могу проверить себя и свои способности. Я боксирую уже 30 лет, 10 из которых провел в Америке. Мне еще много чему учиться. Я не планирую останавливаться в своем развитии. Параллельно, развиваю себя и учусь как специалист в области спорта.
– Вы являетесь десятикратным чемпионом Китая. Чего стоит ваша бронзовая медаль на Олимпиаде в Пекине. Однако вы не смогли поехать на Олимпиаду в Лондоне. Более того, выступаю в Astana Arlans, вы перешли в профессиональный бокс. Что повлияло на это решение?
– Слава Аллаху, в Китае я всегда занимал высокие места. Они в меня верили и преподносили. Однако, я знал что не нахожусь в своей стране. Конкуренция была везде, даже в моем районе области. Если ты будешь доказывать, чего стоишь в любом месте, то тебя будут преподносить и уважать. Я был таким спортсменом.
Рад, что вернулся на родину. Нет ничего ценнее, чем находиться в своей стране. Жалею только о том, что не смог выступить за свою страну на Олимпиаде. Позже, утешал себя, мол «не было предписано мне». Это и повлияло на мой уход в профи. Сначала, испытывал свои возможности в Astana Arlans. Решил не тянуть и реализовать свою мечту, уехав в Америку.
Не всем суждено заниматься боксом в США. Сколько ребят, которые так-и не достигли этой цели?! Поэтому, с уверенностью могу сказать, что возвращение на родину было началом больших дел.
– Активна ли ваша промоутерская компания QAZAQ promotions, которую вы открыли в 2018 году?
– Конечно. Сейчас у нас не одна промоутерская компания, а две. Первую мы назвали QAZAQ promotions. Вторая – Turan, зарегистрированная в Америке. Выбрали это название из-за общего тюркского наследия. Недавно мы подписали соглашения с боксерами из тюркских стран. С QAZAQ promotions сейчас работают такие боксеры, как Аскар Ерубек, Руслан Мырсатаев и Бексултан Раушанов. Аскар и Руслан уже получили свои рабочие визы. Стараемся по-возможности помогать всем нашим ребятам. Если с финансами все будет хорошо, планируем подписать и других ребят в нашу команду.
– После мероприятия «вечер бокса Каната Ислама» в Алматы в 2019 году, на вырученные деньги вы приобрели двухкомнатную квартиру матери одиночке, которая воспитывает восемь детей. Тогда об этом писали все отечественные СМИ. В целом, насколько часто вы занимаетесь благотворительностью? Есть ли другие благие дела, которые вы совершаете за счет гонораров с бокса?
– Да, в том году мы подарили квартиру многодетной семье. Они поблагодарили и благославили нас. Мы не прекращаем делать благие дела. Считаю правильным помогать нуждающимся людям в нашей стране. Есть народная пословица, которая звучит так: «если ты богат, помоги своей стране. Если ты смел, одолей своего врага». Сейчас не время, чтобы почивать на лаврах и хвастаться своим имуществом. Нужно понять, что мы должны помогать нуждающимся и делать благие дела.
В свое время, мне помогли очень много людей. Один из них – Бауыржан Оспанов. Он помог не только мне, но и тысячам ребят. Мы стали сотрудничать с Бауыржаном в 2016 году. В то время, мы организовали несколько мировых вечеров бокса с участием Айдоса Ербосынулы, Жанибека Алимханулы, и Али Ахмедова. Благодаря щедрости и доброте Бауыржана, многие ребята стали успешными в боксе. Хотелось бы, чтобы и другие люди, у которых есть возможность делать благие дела, учились на примере Бауыржана Кенесбековича.
Стараюсь по-возможности чаще помогать нуждающимся и делать благие дела.
– С тех пор, как вы перевелись в профи, вы тренируетесь в Майами. Какие отличия США сразу же бросаются в глаза?
– В последние десять лет я прошел большую школу подготовки в Америке. Искал себя, набирался опыта. Несмотря на участие в Олимпиадах и чемпионатах мира, я понял, что профессиональный бокс это совсем другое. Мы слишком высокомерны, когда говорим, что школа бокса Казахстана – самая лучшая в мире. Поэтому, сразу же при переходе в профи, мы думаем что будем рвать и метать всех соперников подряд.
А на самом деле, боксеры тренеров из СНГ часто останавливаются в развитии еще на любительском уровне. Многие, получив мировые награды, считают что все уже знают. Я и сам почувствовал это на себе. Когда ты отрекаешься от рекомендаций тренера, то существуют большие риски. Тем более, когда ты за долгое время привыкаешь к скоростям любительского бокса, то поменять ритм боксирования уже намного сложнее. Ты ищешь себя, стараешься уделить внимание своему развитию. Адаптация длится долгое время.
Молодые спортсмены, которые приезжают в Америку, сразу же ищут большие гонорары и хотят «завоевать весь мир». Я тоже прошел через эти трудности. Боксер, который уже не зависит от решений одного тренера и работает сам все 12 раундов понимает, насколько он не идеален. Когда ты попадаешь в стаю волков, то понимаешь, что предстоит длинная работа по развитию своих способностей.
– Не думаете ли вы, что ошиблись с выбором промоутера? Многие ваши критики подчеркивают именно это: «потерял время», «нужно было сотрудничать с сильным промоутером», «Канат не боксировал с известными боксерами»…
– Слава богу, у меня все хорошо. Не могу сказать, что профессиональная карьера была неудачной. Я боксировал с теми, с кем мне довелось выйти на ринг. Находясь зарубежом, я тренировался со многими сильными боксерами. Узнавал многие особенности бокса, в том числе внутреннюю и наружную кухню. Позже уже сам стал промоутером.
Сегодня очень много спортсменов выступают в Америке. Некоторые из них не зарабатывают, некоторые теряют драгоценное здоровье. А многие добились успеха. Команда играет очень важную роль в боксе.
Так как мы были первыми, кто уезжал в Америку, не могу сказать, что не совершал ошибок. Нужно понять, что нет ничего бесплатного. За все в жизни нужно расплачиваться. И каждый болельщик оценивает твое мастерство по-разному. Это нужно уметь принимать. Я понимаю своих критиков. Они не уезжали в Америку и не тренировались там, поэтому не знают, как все устроено. Уважаю каждого, кто выражает свое мнение. Однако у меня нет ни времени, ни сил объяснять им всю ситуацию. Мы двигаемся дальше. Один лишь Аллах знает, что будет в будущем. Поэтому, продолжаю подготовку к своим следующим соперникам.
– Смотрели ли вы чемпионат мира в Ташкенте и Кубок Елорды? Как оцениваете молодых спортсменов? Поделитесь советами для боксеров в любителях.
– Я пристально наблюдаю за всеми турнирами, которые проходят в нашей стране и зарубежом. У нас достаточно талантливых ребят. Не хочу упоминать кого-то отдельно от всех. После этих турниров, я связался с Мырзагали Айтжановым, и выразил желание пообщаться с ребятами.
В каждой области нашей страны 10 тысяч ребят занимаются боксом. 200 из них участвуют на областных турнирах. 40 ребят вызываются в Национальную сборную, и лишь 10 из них едут на мировые первенства. Можно предположить, что в резерве сборной очень много ребят, которые могут быть и талантливее меня. Нам нужно поддерживать молодежь, чтобы направить их на правильный путь развития.
У казахстанских боксеров есть как и преимущества, так и ошибки. У нас много ненужных упражнений. Более того, при переходе в Национальную сборную, многие ребята теряют своих давних тренеров. Они переходят к новым тренером. В такие моменты, они могут потерять себя.
Кроме этого, у нас часто проводят сборы в горах и проводят ненужные тренировки. Такого рода упражнения могут быть бесполезны для многих боксеров. Потому, что кому-то надо больше бегать, а кому-то нужно делать другие упражнения. Это все должно быть индивидуально.
Мы должны уделять внимание всем боксерам. Ребята, которые остаются без внимания, переходят в профессионалы. Поэтому, AIBA увеличивает призовые, чтобы оставить таких ребят в любителях. Тем самым, они способствуют тому, чтобы ребята не уезжали в Америку в очень раннем возрасте.
Дамир Буданбеков – мой первый тренер. Он повлиял на развитие многих боксеров в Китае. Он даже успел поработать зарубежом. Кроме этого, есть тренер Серика Сапиева – Александр Стрельников. Такие специалисты должны работать в национальной сборной, чтобы у нас был колоссальный прогресс.