Завтра, 24 сентября, УЕФА объявит страну-хозяйку юношеского чемпионата Европы U-19 по футзалу, который запланирован на 2025 год. Казахстан находится в числе претендентов на проведение турнира.
Чтобы понять, каковы шансы у Казахстана на проведение ЕВРО, корреспондент Meta-ratings.kz Сергей Беседин пообщался с координатором развития футзала в Восточной Европе Славеном Стоиловым.
– Сколько стран претендуют на проведение молодежного чемпионата Европы по футзалу?
– В окончательной заявке остаются четыре страны.
– Можете перечислить их?
– Италия, Литва, Казахстан и Молдова.
– По каким критериям УЕФА принимает решение о том, кому предоставить право проведения турнира?
– Учитываются различные факторы: состояние арен для проведения матчей, инфраструктура городов, логистика, опыт проведения подобных мероприятий, уровень развития футзала в стране. На основании этого и принимается окончательное решение.
– Давайте обсудим главные преимущества ваших конкурентов. Что можно выделить?
– Главное преимущество Литвы в том, что она уже провела последний чемпионат мира по футзалу. У них все готово, и этот опыт позволяет легко организовать молодежный чемпионат Европы, где участвуют всего восемь команд. Что касается Молдовы, она может сыграть на контрасте. У страны нет опыта проведения крупных турниров ни по футболу, ни по футзалу. Возможно, УЕФА захочет дать им шанс начать с чего-то, ведь они вряд ли когда-то получат возможность провести крупный турнир, вроде чемпионата Европы. В Молдове нет залов, соответствующих требованиям для взрослого ЕВРО – самая большая арена вмещает чуть больше 5 тысяч зрителей, а для такого турнира нужен зал на 12-15 тысяч. Поэтому молодежный чемпионат – это их максимум, и в УЕФА это понимают. Преимущество Италии в том, что это футзальная страна, где посещаемость будет выше, чем в Литве, где больше любят баскетбол. Молдова также не сможет соперничать с Италией по этому показателю – зрители будут только на матчах домашней команды.
– А какие главные недостатки у конкурентов?
– У Литвы главный недостаток – это ее же преимущество. Поскольку она недавно проводила чемпионат мира, давать ей еще один турнир так быстро будет слишком щедрым решением. У Молдовы нет опыта проведения таких соревнований, что также может сыграть против нее. Италия – это развитая футзальная страна, а УЕФА и ФИФА сейчас делают ставку на продвижение футзала в регионы, где этот спорт не так популярен. Это объясняет, почему последний чемпионат мира прошел в Литве, нынешний – в Узбекистане, а финал четырех Лиги чемпионов недавно состоялся в Армении. Эти страны далеко от футзальных традиций и не могут сравниться с Италией, Испанией или Португалией.
– Какое главное преимущество Казахстана?
– Финансы. В УЕФА понимают, что Казахстан готов вложить в этот турнир гораздо больше средств, чем все конкуренты вместе взятые (смеется). В Италии сейчас кризис, а Литва и Молдова даже близко не могут соревноваться в этом аспекте.
– Как вы думаете, кто в итоге получит право на проведение турнира?
– Думаю, УЕФА продолжит поддерживать вектор развития в сторону стран, где футзал менее популярен, так что Италия скорее всего не получит. В Литве недавно прошел чемпионат мира, поэтому шансы также малы. Мой выбор склоняется к Молдове или Казахстану. Молдова может выиграть благодаря стратегии продвижения футзала в маленькие страны, как это было с Арменией, неожиданно получившей финал Лиги чемпионов этим летом. Казахстан же имеет преимущество в развитой инфраструктуре и финансовых возможностях.