Защитник грозненского «Ахмата» и сборной Казахстана Марат Быстров винтервью корреспонденту Meta-ratings.kz рассказал о том, как совмещал работу официанта сфутболом, как попал в ФНЛ и почему считает вторую лигу трамплином в карьере, атакже с кем обменялся футболками после памятного матча со сборной Франции.
– Марат, многое о тебе можнопрочитать в интернете. Это правда, что, будучи футболистом, ты подрабатывалофициантом? Как тебе удавалось совмещать футбол и работу?
– Расскажу подробнее. Это был период после того, как я окончилполитехнический колледж в Магнитогорске. Резонно встал вопрос о службе в армии,и военкомат пошел навстречу, предоставив отсрочку. Я уехал играть в Тюменскуюобласть и вернулся спустя несколько месяцев. Оказался в футбольном клубе «Металлург»,параллельно устроившись в местное кафе. Вообще, эта работа была необходима,чтобы снимать квартиру и покрывать ежедневные расходы, так как в то время я жилв поселке Спасский, что в Челябинской области и ездил в Магнитогорскпрактически каждый день, что доставляло массу неудобств.
– Долго приходилось ехать?
– Примерно 60 км. Я не хотел оставлять тренировки, так как тогда был ещебез постоянной игровой практики, а форму поддерживал для себя и для просмотровв будущем клубе, так как хотелось присоединиться к команде, играющей во второйлиге. Для себя тогда решил, что если не получится заиграть профессионально, тозакончу с футболом. К счастью, все получилось иначе.
– Действительно посещали такиемысли?
– Да. Особенно в период армии. Первые месяцы службы были самыми тяжелыми.Нередко размышлял над этим, жалел те годы, что отдал тренировкам, думая неужеливсе это было зря, ведь от своей мечты стать футболистом я не отказывался. Яхотел жить этим, сделать своей профессией, помогая при этом семье и родителям.Взрослея, казалось, что ничего, кроме как играть в футбол я не умею. Думаю,меня поймут те, кто когда-то хотел связать свою жизнь с игрой, но у них это неполучилось.
– Понимаю твои переживания...
– Было нелегко, так как уйти в армию в 21 год, и вернуться, когда тебе уже22, рассчитывать на что-либо без постоянной практики не приходится.
– Остановимся немного на том кафе,где ты работал. Каков был твой график?
– Владельцами кафе были азербайджанцы. Называлось оно «Алмаз». Насколькознаю, сейчас его уже нет. Я работал с 13:00 до 05:00 утра, при этом тренировкиначинались в 19:00 вечером. Благо, что администратор позволял отлучаться напару часов и я возвращался обратно на смену. Сумасшедший был режим.
– Знаю, что ты успел поиграть в«первенстве водокачки», а именно в любительской лиге, также засветиться в ФНЛ иоказаться в Казахстане, в местной премьер-лиге. Теперь ты играешь в составе«Ахмата», но уже в РПЛ. Как думаешь, какой из этих периодов стал своеобразнымтрамплином навстречу качественному рывку в твоей карьере?
– Думаю, период в Челябинске, когда я попал во вторую лигу, стал переломныммоментом. Почему я так думаю? Потому, что вторая лига – это уже не любительскийфутбол. Тут задачи ставятся посерьезнее, да и уровень игроков куда выше. За возможностьпопасть в профессионалы я должен благодарить некоторых людей, которыепоспособствовали этому переходу. Это Шафигуллин Михаил Григорьевич и АрисовКонстантин Викторович, которые заприметили меня во время игры «Металлурга» вгороде Коркино против местного «Шахтера». Там интересная получилась ситуация –они изначально прибыли на матч, чтобы просмотреть в деле молодого футболистаВячеслава Баклана, моего одноклубника. А взяли меня. Слава, кстати, до сих порвыступает в составе металлургов.
– Интересное наблюдение.
– Не спорю. Играя во второй лиге, ты находишься на виду, тем более, еслитебе доверяет тренер и ставит в состав, откуда уже можно пойти наповышение.В любителях такой возможностивсе-таки нет из-за отсутствия должного внимания. Да, и там имеются свои нюансы,а именно, все ребята — это связанные в некотором роде с футболом, люди. Укого-то отец играл с тренером, у другого – тренер дружит с этим тренером и т.д.То есть, ты понимаешь, что без поддержки тебе будет нелегко добиться повышенияв классе.
Во второй лиге же все по-другому. Твой успех полностью зависит от тебя, оттого, как ты зарекомендуешь себя и как покажешь. Если подойдешь сответственностью к делу, то тебя обязательно кто-то заметит, либо тренер, либоагент.
– Перейдем к нынешнему этапу твоейкарьеры. Ты добился того, к чему давно шел, перейдя в «Ахмат», в клуб, скажемтак, далеко не самый простой. Это Грозный, Чеченская Республика – регион сосвоими традициями. Уверен, что там такая дисциплина, которая не сниласьостальным клубам. Ты, как человек, поигравший во многих клубах, ощущаешь лиразницу в подходе, дисциплине или отношении игроков и персонала к делу, неговоря об остальных жизненных ситуациях?
– Если говорить, как есть, то особой разницы не чувствуется. Во всехклубах, где мне довелось играть, в Челябинске, Тамбове, Нур-Султане, Шымкенте иГрозном ставились определенные цели. Следовательно, в таких командах все навысшем уровне, начиная с организации процесса тренировок и заканчивая качествомобслуживающего персонала. В «Ахмате» функционеры, тренеры и игроки – люди самбициями, которые ценят порядок во всем и не любят шапкозакидательныхнастроений. Тут нам нередко говорят, что в футболе возможно все – можнопроиграть, но важно при этом показывать рвение и желание отдавать все силы наполе. Если ты бьешься за эмблему, но терпишь поражение, то никто тебе и словане скажет, ни руководство, ни болельщики. Важно именно твое отношение к делу.Тут это в цене.
Что касается условий, то тут все так, как и должно быть у клубапремьер-лиги. Когда я попал сюда, то был в восторге от всего, в том числе и оттого, как тут заинтересованы в футболе и его важной роли для всего региона.
– Наверняка, ты помнишь нашумевшую историюс участием Мамаева и Кокорина, когда им обоим дали реальный срок в тюрьме.Рамзан Кадыров тогда выразил желание взять Александра под свою опеку и занятьсяего воспитанием в «Ахмате». Как думаешь, Кокорин испугался?
– Думаю, что его решение тут не подлежит обсуждению. Кокорин – футболиствысокого класса, игрок сборной России. Сейчас у него непростая ситуация из-затравмы, но верится, что он вернется в строй и покажет себя. Думаю, тогда у негобыли другие варианты продолжения карьеры.
– Все же пошло бы ему на пользу,если бы он ответил на приглашение Кадырова?
– Честно, не хочется отвечать на этот вопрос.
– Твои пять игроков, против которыхсложнее всего играть.
– Если говорить конкретно, то, например, Никола Влашич из ЦСКА. Оченьсильный легионер. Также выделяются спартаковцы Квинси Промес и Виктор Мозес –не менее техничные футболисты, поигравшие в чемпионатах Нидерландов и Англии.
– А среди российских игроков?
– Артем Дзюба, которого опекать персонально нелегко. Он выделяется своимифизическими кондициями, ростом и весом, цепляется за все моменты, стараясь приэтом сохранить мяч у своих одноклубников. Очень силен также, как нападающий.Играет умно и грамотно. Неудивительно, что «Зенит» в основном действует черезнего.
– Поговорим теперь о сборной.Смотрел ли ты игру россиян против бельгийцев на недавнем чемпионате Европы?
– Да, правда, первый тайм только.
– Решил дальше не расстраивать себя увиденным?
– Да. Просто лег спать.
– Как думаешь, чего не хватило нашимребятам?
– Даже не знаю, что сказать. Я всегда болел и буду болеть за сборную России,так как эта не чуждая для меня страна. Я переехал сюда, когда мне было 13 лет,плюс моя мать родом с этих краев. К сожалению, нынешняя команда не идет ни вкакое сравнение с той, которая была в 2008 году. Думаю, еще нескоро подберетсято поколение мастеров, что были более десяти лет назад.
– Еще более странно, ведьпрактически этот же состав выходил в четвертьфинал чемпионата мира в 2018 году.Что же тогда произошло с нашими ребятами на последнем Евро?
– Все же не стоит забывать, что тот мундиаль проходил в России, домаподдержка своя, болельщики рядом и гонят вперед.
– Но ведь и на Евро наши играли двеигры дома.
– Не знаю, как объяснить это. Думаю, неудачные дни бывают у всех. Другихоправданий не могу найти. С другой стороны, на Евро-2008 в первом туре Россияпрактически в одну калитку без шансов проиграла испанцам. Тогда в ребят после тойигры никто не верил. Ну, а дальше думаю все помнят два победных матча противгреков, шведов и легендарный матч против голландцев.
– Хорошо. Давай, поговорим о твоемвыступлении за сборную Казахстана. Когда ты дебютировал за национальную команду?
– Это было в Лиге Наций в матче против Литвы на выезде, которую, кстати мывыиграли. Ну, и игра против французов (пауза)…Это не передать словами. Все-такичемпионы мира. Нужно просто оказаться на поле, чтобы понять масштаб события.После этого кажется, что к следующим командам будешь настраиваться совсемпо-другому. Но, мы ведь спортсмены и не должны делить соперников на сильных и слабых.Все игры важны.
– Я читал в прессе, что передвыходом на поле, ты сидел в раздевалке, вспоминал свою жизнь, в том числе и армию,а затем вышел играть против Гризманна, Погба и Мбаппе. Не дрожали коленкипротив таких звезд? Не хотелось развернуться и уйти с поля?
– Таких мыслей конечно не было. Но думаю, каждый из нас краем глазапоглядывал на них и смотрел, как они тренируются. Перед матчем была разминка ия заметил сидящего на мяче Мбаппе в центре круга. Он наблюдал за нами. Былозаметно, что ему интересно, что мы делаем и то, как выполняем установкитренеров. Может хотел подчерпнуть что-то для себя (смеется). Хотя, это ведьМбаппе, звезда мировой величины. Кто бы, что не говорил, но мандраж всегдаприсутствует. Представлять страну, играя против таких мастеров многого стоит.Осознаешь это уже во время матча, когда видишь, как пробегает мимо Гризманн и Мбаппе.Непередаваемое чувство.
– Футболками после встречи неменялись?
– Да, обменялись. Я хотел взять майку Курта Зумы, так как давно болею за«Челси», но в итоге мне досталась футболка Люка Диня, левого защитника,играющего за «Эвертон».
– А кому посчастливилось получить футболкуМбаппе или Гризманна?
– Честно уже не помню. Кажется, нашему капитану Азату Нургалиеву. Возможнои нет.
– Кто был самым неудобным в нападении уфранцузов?
– Тома Лемар. Хотя, номинально он не является форвардом, но в тот вечер ониграл на моем фланге и доставил немало хлопот. После матча уже в раздевалке сребятами обсудили некоторые моменты, и все практически в один голос заявили, чтоЛемар был в полном порядке.
– Кажется, Мбаппе в том матче игралспустя рукава. Не забил пенальти, но справедливости ради отметим игру вашегоголкипера, который потащил его удар.
– Мбаппе провел не всю игру, выйдя на замену во втором тайме. Но, СаняМокин просто молодец, что отбил тот пенальти. Причем во втором тайме он бралтакие мячи, что смотреть было просто одно загляденье. В тот вечер он сделалмногое, чтобы мы сохранили лицо сборной. Счет мог бы быть крупнее. В этом егоогромная заслуга перед всей командой.
– Вставала ли ваша сборная на коленоперед началом матча?
– Нет. Да, и разговоров об этом не было. Ни до, ни после игры.
– Как ты относишься к такиммоментам?
– Вообще нейтрально. Стараюсь обычно не углубляться в такие вопросы.
– А вот Россию не преминули осудитьвсе, кому не лень за отказ преклонить колено перед игрой с Бельгией. В основномзападные СМИ.
– Конечно, о каком расизме идет речь, ведь и Казахстан, и Россия –многонациональные страны со множеством культур и разнообразием народов, живущихна их территориях. Повторюсь, что мне все равно какой человек национальности,расы или веры. Родители с детства прививали мне любовь и уважение ко всемлюдям. Более того, я вышел из интернациональной семьи. Отец у меня – русский, амать – казашка. И все прекрасно со всеми ладят. У меня есть друзья, как казахи,так и русские. Поэтому, важно какой ты человек, а не то, как ты выглядишь, вочто одет или сколько у тебя денег.