«Били как колхозники». Муртазаев – о Стоилове, переходе в «Иртыш» благодаря религии и штрафы в «Астане»

В нынешнем сезоне КПЛ 30-летний Роман Муртазаев защищает цвета дебютанта Премьер-лиги «Елимая», за который провел 15 матчей и забил три гола. Форвард известен своей игрой за «Иртыш», «Астану» и сборную Казахстана. Трехкратный чемпион Казахстана забивал в ворота сборной Венгрии, а также был в составе астанчан, который обыграл «Манчестер Юнайтед» со счетом 2:1.

Роман Муртазаев
Роман Муртазаев

Meta-ratings.kz представляет текстовый вариант интервью Муртазаева ютуб-каналу «Коммент.Шоу Казахстан», в котором он рассказал о работе со Станимиром Стоиловым и Григорием Бабаяном, а также о:

  • дебюте за «Шахтер» при Викторе Кумыкове;
  • переходе в «Иртыш» благодаря религии;
  • звонке от тогдашнего руководителя «Астаны» Марко Трабукки;
  • Патрике Твумаси и Джуниоре Кабананга.

– Роман, у нас всегда был вопрос. Муртазаев – казахская фамилия. Шерхан Муртаза – известный казахский писатель. Как так получилось, что ваше имя Роман, а фамилия Муртазаев?

– Муртазаев – татарская фамилия. Мой дедушка был крымским татарином по национальности. По документам я русский, а в душе – казах.

– Можете рассказать о своем детстве в Караганде?

– Район, в котором я живу, называется 45-й квартал. Я учился в 45-й школе. Мой район кардинально отличается от того, в котором жил Игорь Шацкий. 45-й квартал – очень тихое место. Может быть, наркоманы были, но ничего такого. У нас не было убийств и драк. Жил в центре города, поэтому с такими трудностями не встречался.

– Вы успели поработать с большим количеством тренеров за свою карьеру. Можете ли назвать самых лучших специалистов?

– Сложно составить список из иностранных специалистов. Считаю что Димитар Димитров, Станимир Стоилов и Роман Григорчук – сильные тренеры. Я многому у них научился. Что касается казахстанских тренеров, то на ум сразу приходят Григорий Бабаян, Владимир Чебурин и Игорь Солошенко. Много тренеров, у которых я учился. Больше всего моей карьере помог Виктор Кумыков, когда я переходил из дублирующего состава «Шахтера» в основной. Я состоялся как футболист при Кумыкове. При нем я начал тренироваться с основной командой, которая боролась за самые высокие места в таблице.

Муртазаев в составе «Шахтера»
Муртазаев в составе «Шахтера»

– Как вы появились в основе «Шахтера»?

– В то время было правило лимитчиков, по которому на поле должен был выходить как минимум один футболист не старше 21 года. В такой ситуации я мог играть на любой позиции. Приходилось играть там, куда ставили. В 18 лет я забил гол за основной состав «Шахтера» в Кубке Казахстана. На нас было серьезное давление, так как нужно было постоянно давать хороший результат. В дубле «Шахтера» я играл на позиции центрального полузащитника. Когда попал в первую команду, то ставили туда, где было безопаснее меня выпускать. Лимитчики всегда играли на таких позициях, как крайний защитник, крайний полузащитник и нападающий. Лимитчиков не ставили на жизненно важные позиции. Поэтому в молодежных сборных собирались футболисты, которые играли на этих позициях, так как лимитчики никогда не играли на позиции центрального защитника или центрального полузащитника.

– Вы религиозный человек. Как вам помогает религия в жизни? Говорят, что на этой почве вы подружились с Сергеем Малым.

– Я всегда верил в Бога. В 2010 году я начал ходить в церковь на служения и впервые открыл Библию. Когда в 2013 году Сергей Малый перешел в «Шахтер», я еще не знал, что он религиозный человек. В первом туре того сезона мы поехали на выезд в Уральск. Зашел в комнату к Сергею и увидел, что он читает Библию. Слово за слово, так и хорошо заобщались с ним. Мы договорились, что по приезду в Караганду я поведу его на служение. После этого он начал стабильно ходить в церковь. Получилось так, что начали вместе ходить в церковь и общаться с одними и теми же людьми.

– Вы и в «Иртыш» перешли благодаря религии.

– В 2016 году у меня было два выбора: либо «Окжетпес», либо «Иртыш». Жена моего духовного отца начала молиться. Бог подсказал ей, что мне лучше перейти в «Иртыш». Не задумываясь выбрал его. Тогда «Окжетпес» предлагал больше денег, однако, тренер «Иртыша» Димитар Димитров сильно хотел меня заполучить. В то время «Иртыш» уверенно выступал в Премьер-лиге. Нашу команду тогда уважали и боялись.

Муртазаев в футболке «Иртыша»
Муртазаев в футболке «Иртыша»

– Ждали ли вы звонок от «Астаны», когда выступали за ​​«Иртыш»?

– Нет, совсем не ждал. Тогда «Астаной» руководил Марко Трабукки, который мне позвонил и мягко намекнул, что у меня особого выбора нет. Это было правильное решение. В то время за выход в групповой этап еврокубков боролись «Астана» и «Кайрат». В «Кайрат» не звали. Летом я подписал предварительный контракт с «Астаной». В беседе с Димитаром Димитровым я уверил его, что отработаю свой контракт с «Иртышом» до конца и не буду играть спустя рукава. Я выполнил обещание – мы взяли бронзу чемпионата.

– Каково было играть с Патриком Твумаси и Джуниором Кабанангой?

– В «Астане» не было такого, чтобы с них не требовали выкладываться на поле. Были моменты, когда Твумаси штрафовали. Стоилов и Бабаян держали их в ежовых рукавицах. Дисциплина была серьезная и можно было получить по мозгам за любую оплошность. У них было доверие со стороны тренерского штаба, Твумаси бил с любой дистанции. Он наносил удар оттуда, откуда из винтовки не факт, что попадешь. На все закрывали глаза, потому что Твумаси давал результат. В Премьер-лиге его все боялись. Защитники делали на нем особый акцент. В целом, в клубе была дисциплина и все футболисты прогрессировали.

– Расскажи о работе со Станимиром Стоиловым.

– Станимир Стоилов давал по мозгам, когда было нужно. Однажды Кабананга поздно приехал после Кубка Африки. Тренерский штаб велел ему заехать на базу и восстановиться, от чего Кабананга отказался. За это тренерский штаб наказал Джуниора, не взяв его на выезд с «Вильярреалом». Патрика штрафовали за плохую игру в первых турах КПЛ. Григорий Константинович всегда хорошо относился ко мне. Если нужно было отчитать, он отчитывал. Станимир Стоилов относился ко мне справедливо. Не было никакой предвзятости.

Муртазаев в футболке «Астаны»
Муртазаев в футболке «Астаны»

– В чем успех Стоилова в «Астане»?

– Во время тренировочного процесса мы отрабатывали все моменты и обговаривали все нюансы. Однажды мы играли с «Маккаби» в Израиле. Вышел на замену во втором тайме и пнул мяч очень высоко вперед. После игры в автобусе Стоилов сказал мне: «Еще раз выбьешь мяч как колхозник, оштрафую тебя на 10 тысяч долларов». Со временем я понял, что когда мы выбиваем мяч вперед, это – колхоз.

– За что вы заплатили самый большой штраф в «Астане»?

– Меня каждый год штрафовали на очень большие суммы. В совокупности меня оштрафовали на 10 тысяч долларов. После ухода Стоилова в сборную меня простили, и я занес в кассу только тысячу долларов. Григорчук меня оштрафовал на пять тысяч долларов за то, что я погорячился в раздевалке после матча с «Акжайыком». Но простил после победы над «МЮ».

– В 2018 году, за два дня до матча против «Ордабасы», не стало вашего отца. Вы забили два гола и отпраздновали его в честь него.

– 24 июня 2018 года мы играли против «Кайрата». Я забил победный гол, а после матча не стало отца. В клубе мне дали два-три дня на то, чтобы я простился и похоронил его. Приехал к матчу против «Ордабасы» и забил два гола. Я всегда благодарю Бога за свои голы. Отец всегда поддерживал и следил за играми, собирал хронику моих голов и моментов. Мы долго не могли определить его диагноз. Когда сказали, что туберкулез, мы обрадовались и думали, что он вылечится. За два-три дня до его кончины нам сообщили, что у него – четвертая стадия рака легких. Нам сказали, что уже нет смысла делать химиотерапию. Надежда была на Бога, однако, этого не случилось. Ему было 48 лет. Он долгое время не хотел обследоваться, несмотря на то, что бабушка замечала у него были признаки онкологии.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте