Немногие знают, но в скором времени в сборной Казахстана может появиться нападающий, на которого претендуют сразу две европейские державы: 15-летний Шахмурат Даулетов, забивающий сверстникам из «Ювентуса» и «Палмейраса», заинтересовал функционеров Бельгии и Турции. Но сам проспект «Генка» рассчитывает приносить пользу нашей команде.

В интервью корреспонденту Meta-ratings.kz отец Шахмурата – Садыржан Даулетов:
- вспомнил, как юный бомбардир играл в Турции и привлек внимание местной Федерации;
- признался о контакте с «Аяксом» и другими топ-клубами;
- рассказал, как нынешний лидер «Генка» помогает Шахмурату расти.
– Садыржан, прежде поговорим о том, как вы с Шахмуратом добрались до Бельгии. Что этому предшествовало?
– Сначала Шахмурат попал в «Антальяспор». Он играл в Турции восемь месяцев, а параллельно я отправлял его нарезки знакомым, которые занимаются футболом в Бельгии – раньше я сам был здесь по делам. Знакомые рассказали о Шахмурате одному человеку, и уже он решил поехать в Анталью.
– Захотел посмотреть на игру вживую?
– На самом деле, он вообще ехал в Турцию на отдых, но сказал, что заодно посмотрит на Шахмурата. Потом сообщил, что будет ждать нас на просмотре в Бельгии – в «Беерсхоте». Я позвонил шефу с вопросом, не найдется ли там для меня работа, и он дал зеленый свет. Так и приехали с семьей. В «Беерсхот» Шахмурата взяли сразу.
«В Бельгии совсем другой подход»
– Увы, на взрослом уровне «Беерсхот» считается аутсайдером Про-лиги, но как там развивают молодежь?
– Мы удивились тому, как здесь устроен футбол. Подход совсем другой. Мы были в академии «Кайрата», где сразу требуют результата, а в Бельгии к такому относятся спокойно. В Европе все считают, что ребенок просто должен развиваться, поэтому работают над техникой и тактикой.
– Не давят?
– Нет, давления нет никакого. На тренировках дети смеются и улыбаются, разговаривают даже во время упражнений. В «Кайрате» же ходят по стойке смирно – лишний раз себя не проявишь. Так Шахмурат и отыграл два года в «Беерсхоте». В первый год набрал 65 баллов по гол+пас, на второй – уже 83.
– А сколько матчей они проводят за один розыгрыш?
– Сначала в Бельгии отыгрывают чемпионат, а затем идет весенний плей-офф. За два круга копится матчей 40, наверное, при этом с 13-14 лет они играют по 40 минут.

– Как появился вариант с «Генком»?
– В марте-апреле прошлого года, когда все здесь переходят из клуба в клуб, к нам стали обращаться из «Генка». Вообще, много кто приходил.
Мог перейти в «Аякс»
– Можете ли назвать клубы, от которых были предложения?
– «Андерлехт», «Брюгге», все такие бельгийские команды. Еще был «Аякс», но не могу сказать точно, обращались напрямую из клуба или это были агенты. Также на презентацию звали «Лёвен» и «Вестерло», но туда сын ездил сам.
– Почему?
– Потому что мы уже договорились, чего кататься. Сам я был только в «Генке».
– На презентации в качестве игрока «Генка» Шахмурата встречал лидер первой команды – Закария Эль-Уахди. Как вам взаимодействие с ним?
– Они с Шахмуратом постоянно общаются. Каждое воскресенье играют с Закарией в мини-футбол. Вообще, менеджер в нашем агентстве – это его отец. Поэтому в субботу сын уезжает к ним, а возвращается после ночевки в воскресенье.

– Говорит ли Шахмурат по-английски, по-французски или по-голландски?
– Нидерландский он знает без проблем, английский – разговорный, а французский они с этого года изучают в школе. Но мы живем в регионе, где большинство говорят на нидерландском.
– Какой тренеры «шахтеров» видят оптимальную позицию для Шахмурата?
– Сейчас он играет правого нападающего, но иногда может выйти слева. Когда мы ездили в Хорватию, два матча он отыграл на одном фланге, два – на другом.
«Это будто был сон»
– Прошлым летом ваш сын выступал на Marveld Tournament, где забил сверстникам из «Палмейраса» и отличился ассистом против «Фейеноорда». Что вы оба чувствовали в те дни?
– Как отец я не мог поверить во все это (смеется). В то, что мы попали в «Генк», что ранее к нам приходили из «Аякса» и ПСВ. Это будто был сон. Как только был согласован переход, Шахмурату дали экипировку и без тренировок отправили на Marveld в Нидерланды. Там выступала академия «Барселоны» и многих других топ-клубов. Помню, стою на матче, и все не верится.
– А сам Шахмурат что-то говорил или воспринимал реальность на спокойном?
– Вообще спокойно. Не хвалю сына, но он действительно не горит. В матчах относится ко всему приземленно. Когда Шахмурат вышел против «Аякса» (3:1), я думал, что потеряется, но он вел себя нормально – обыгрывал, отдавал передачи.
– Через некоторое время последовал дубль «Юве». Скауты и функционеры других клубов начали обращать внимание?
– Как раз в Хорватии интерес проявлял «Динамо» (Загреб), обращались итальянские скауты. Я языками не владею, поэтому как таковых переговоров не вел: «Вы папа?», «Да-да, я папа», – отвечал, но не более. Хотя по мне это было заметно – так яро болел (смеется).

– Как в «Генке» планируют развивать Шахмурата, если мы говорим о возрастных группах? Ведь в прошлом году был едва не скандал, когда 13-летнего Ильеса Беннана – самого юного игрока в истории марокканской и бельгийской сборных – принципиально интегрировали аж в U15.
– Примечательно, что мы заехали в виллу, которую Ильесу «Генк» и выделял. В итоге он перешел в академию «Андерлехта». Если мы говорим о развитии, то после этого сезона Шахмурат перейдет в U18 – в Бельгии U17 ведь нет.
– При этом полных лет ему сейчас 15?
– Да, в июне исполнится 16.
– Шахмурат сам не признавался, что пока, возможно, трудно бороться с местными чисто физически?
– Нет, ему не тяжело. У них и товарищеские матчи, и тренировки совместные бывают, но играет без проблем.
Следующая цель – попасть в резерв «Генка»
– Освоился ли Шахмурат в Бельгии в целом? Как выглядит быт и рутина юного приезжего игрока в Лимбурге?
– Да, адаптировался. Утром Шахмурат едет в школу, где занимается до трех часов. После – на базу, тренируется. Вечером возвращается домой, кушает, и обратно выходит на тренировку. Так и проходит день за днем. По выходным он работает с мячом индивидуально – мотается в Антверпен (90 км от Генка).
Еще постоянно смотрит футбол: Лигу чемпионов, Лигу Европы… Горит этим. Подключили сыну фламандские телеканалы, так теперь следит за «Йонг Генком». Мечта у него – в следующем году за них играть.
– Не общается ли Шахмурат с выходцами из «Генка», которые недавно стали выходить на самый высокий уровень? Тот же Биляль Эль-Ханнус («Лестер») мог бы поделиться ценным советом.
– А вот Шахмурат рядом сидит (смеется). Да, говорит, это друг Закарии (Эль-Уахди). Он его знает.
Нужно пробовать силы в Европе
– В прошлом году перспективный казахстанский защитник Адильбек Жумаханов мог перейти в один из бельгийских клубов, но выбрал «Елимай». Понятно, судить мы никого не будем, но насколько это, по-вашему, оправданно?
– Честно признаться, у нас в Казахстане талантов много. Если бы они приезжали сюда, тренировались в этом режиме, выросла бы масса хороших игроков. Я смотрю, и здесь, на самом деле, «пленных» немало – с бельгийцами конкурировать можно. Если к нашим футболистам найти правильный подход, они тоже стрельнут, 100%. Занимайся тут «кайратовские» Марлен (Амренов), Клим (Бердюгин), Альфир (Ханафи)…
Уровень Шахмурата поднялся именно в Бельгии. Неплохо было и в Анталье, потому что там доводилось встречаться с «Бешикташем» и «Галатасараем». По всей Турции ездили – турниров проводилась куча. Но Бельгия – это что-то выше. Тут совершенно другая оппозиция.
– Сильно контрастирует с Казахстаном?
– Да, потому что «Кайрат», грубо говоря, единственный, кто занимается молодежью в Казахстане. У их академии практически нет конкурентов, хотя в одном только Антверпене таких команд – 5-6 штук. Но также спасибо алматинскому центру «Trace», куда Шахмурат ходил раньше.
– Как говорит Ильяс Абил («Жил Висенте» U-19), наши парни не уступают европейцам по технике. Что скажете вы? Какая принципиальная разница между казахстанцами и бельгийцами?
– Шахмурат подсказывает, что тут не кричат: «Выход!», выпинывая мяч куда подальше (смеется). Лучше контролируют мяч. Но Ильяс прав, потому что глобально мы по технике от них не отстаем, да и не все в Бельгии так сильны физически.
Сам я видел, как в Казахстане тренируют детей 10-11 лет, и вот этих эстафет, прыжков, перетягиваний здесь не практикуют. Просто так никто круги не «пишет» – бегать не заставляют. Ребята просто работают с мячом и набираются знаний в тактике. А как только дети приходят в академию, тренеры смотрят, как они покажут себя на самых разных позициях.
– С Шахмуратом так не экспериментировали?
– В «Антальяспоре» он был центральным полузащитником, а бельгийцы как раз разглядели в нем нападающего. Поставили на фланг, и у сына там начало получаться, стал забивать.

– В 2023-м вы встречались с Вороговским, который тогда играл в «Моленбеке». Как вспоминаете тот диалог?
– Шахмурат пошел на матч Вороговского, где Закария познакомил их друг с другом. Тогда они вместе выступали за «Моленбек». Потом он свел их с еще одним русскоязычным футболистом из бельгийской лиги. Ничего – познакомились с Яном, сделали общее фото.
«Звали в сборную Турции»
– На каких футболистов Шахмурат ориентируется сам?
– На Кенана Йылдыза и Арда Гюлера.
– Турки нравятся?
– Да (смеется). Три месяца назад, кстати, нас звали в сборную Турции U16. Мы же уйгуры, а там нам без проблем дают и вид на жительство, и гражданство.
Приехал тренер «Антальяспора», его знакомый скаут, и вот вместе связали нас с Сельчуком Эрдоганом (наставник сборной U16). Мы сказали, что пока останемся здесь. Были проблемы с визой, да и дети учатся в школе, родились здесь. Сказали туркам, что хотим получить ВНЖ в Бельгии, поэтому надо повременить.
– А что насчет сборной Казахстана?
– Бауржан (Сагындык), который работает старшим тренером U17, писал дней 20 назад. Звал на Кубок Развития, но пока мы не можем выезжать из Бельгии из-за бюрократических вопросов. Но раньше Шахмурат тренировался с ними, когда команда приезжала в Бельгию.
«Шахмурат мечтает сыграть за Казахстан»
– То есть в прошлом году сыграть так и не получилось?
– Да, не было возможности приехать на сборы. У нас есть казахстанские паспорта – тут все нормально, но если мы, опять же, покинем территорию Бельгии, то процедура регуляризации остановится. Сможем заехать только как туристы. Пока мы просто ждем и поставили вопрос с международным футболом на паузу. Но сам Шахмурат мечтает об этом. Говорит мне: «Когда уже? Когда я сыграю?», так что споры идут (смеется). Ребенок ведь – думает, что все делается быстро.
– А если же КБФА захочет видеть Шахмурата в своих рядах, будете ли вы готовы заиграть его за бельгийцев?
– Я у Шахмурата спрашивал об этом, но он хочет играть только за Казахстан. Честно говоря, даже в Турцию не планируем. Я говорю «даже», потому что в любом случае предпочли бы ее Бельгии – все-таки тюркоязычная страна и менталитет ближе.

– Вы сказали, что у вас еще есть дети. Насколько я знаю, младший сын тоже занимается футболом?
– Да, он играет в «Генке» U9. Его зовут Султан. Пока он занимался в «Беерсхоте», руководители «Генка» не знали, что они с Шахмуратом приходятся друг другу братьями. А потом на одном из турниров «Беерсхот» победил их 2:0, где оба мяча забил Султан – так и заинтересовались.
– Как вы поддерживаете связь с Казахстаном и местными сейчас? Возможно, приезжаете или даже планируете жить здесь в будущем?
– Шахмурат общается с Дастаном (Сатпаевым), Каримом (Махаметжаном), Егором (Ткаченко). Когда Егор приезжал сюда в составе сборной U21, а руководил ей Кайрат Нурдаулетов, мы встретили их. Первый подарил футболку, второй – вообще мой друг. Раньше мы с Кайратом тренировались вместе, знакомы с детства.
– Как красиво может закольцеваться история, если однажды Нурдаулетов возглавит взрослую сборную, а Шахмурат сыграет под его началом.
– Этому надо соответствовать, тренироваться.