Прошлый сезон Дмитрий Шомко завершал капитаном «Актобе» и помог своей команде добыть путевку в еврокубки. Однако в межсезонье с экс-игроком сборной Казахстана скомкано попрощались и отпустили из клуба. Нынешний сезон защитник встретил в семейском «Елимае», который тренирует его хороший знакомый Андрей Карпович.
Meta-ratings.kz приводит вторую часть интервью Шомко ютуб-каналу Ubet.kz, в котором 34-летний защитник рассказал про уход из «Актобе», а также про:
- «безмозглого» Бауржана Джолчиева;
- крутость Бактиера Зайнутдинова и Бауыржана Исламхана;
- играх за сборную Казахстана;
- а также про изгнание Сергея Куленко.
«Тяжело после еврокубков приезжать в 45-градусную Кызылорду»
– Почему Стоилов был настолько крутым?
– Честно говоря, не знаю. Кому-то он не нравился как тренер и наставник. Однако он строил очень сильную команду и относился ко всем одинаково. У него не было любимчиков. Он не смотрел, казахстанец ты или легионер. Все должны были быть одного уровня. Он выстроил «Астану» таким образом, что в команде был высокий уровень: легионер мог быть выше на голову казахстанца, но он всегда помогал казахстанскому игроку расти. Мы очень сильно выросли при Стоилове именно на клубном уровне. Конечно, к сожалению, это ничего не принесло сборной. Тем не менее, клубный футбол в «Астане» был на высоком уровне. Мы могли проиграть «Кайрату» в Суперкубке страны, однако, летом все налаживалось. Когда нам говорили, что мы липовые чемпионы, мы обычно доказывали свою состоятельность результатами в еврокубках.
– В 2015 вы сыграли в Лиге чемпионов. Вспоминаешь ли гол в ворота ХИКа? Какой гол круче: ХИКу или сборной Ирландии?
– Нужно смотреть на важность гола. Думаю, гол в ворота ХИКа был важнее, так как это был переломный момент. Вспомнил гол «Манчестер Юнайтед», мы тогда сравняли, а после уже Антонио Рукавина довел до победного. Гол в ворота Ирландии – это уже про сборную. По красоте, думаю, гол Ирландии был лучше. Я там бил уже от души (смеется).
– В чем было преимущество Ненада Эрича в сравнении с другими голкиперами? Было ли такое, что Эрич «пихал» вам на поле?
– Ненад – великолепный человек. Он очень сильно проникся нашим менталитетом. Не видел такого, чтобы он матерился на кого-то, если ему что-то не нравилось. Он даже не высказывался на тренировках. Что касается преимущества, то с ним всегда было спокойно. Даже когда с Эричем что-то случалось, мы не переживали за второго голкипера. Тогда у нас были Логиновский и Мокин. У Эрича всегда была уверенность, которую он передавал нам. Конечно, каждый вратарь будет «пихать» защитникам. При Эриче у нас была сильная команда. Много забивали и мало пропускали. Мы редко проигрывали, ведь для нас это была катастрофа. Нам было тяжело перестраиваться. Мы могли сыграть в гостях с АИКом на европейском стадионе в отличной атмосфере, а потом через три дня мы летели в Кызылорду: жара +45 градусов, поле – мангал, не подстриженное и не политое. После европейских игр мы просто не могли перестроиться. Это нереально. Нам даже премиальные не могли бы помочь выигрывать в Казахстане после матчей на евроарене.
«Роббен «нашампурил» нас с Суюмбаевым»
– Расскажи про первый вызов в сборную Казахстана.
– Это был 2010 год, мне тогда было 20 лет. Сборную тренировал Бернд Шторк. Я провел хороший сезон в 2009 году в «Иртыше» и получил вызов на следующий год. Я ведь молодой был, особо не играл. Грубо говоря, был манекеном в сборной. Шторк использовал нас как манекенов в стенке (смеется).
– Назови матч сборной, который ты запомнил.
– Гостевой матч с Ирландией стал одним из первых, на который я вышел в основе. Плюс, я же тогда забил тот самый гол (смеется). Если брать из клубных, то это матчи с «Бенфикой», «Атлетико» и «Манчестер Юнайтед».
– Ждешь вызова в сборную?
– Конечно, всегда буду ждать. Неважно, кто будет тренировать сборную.
– Назови топ-три футболиста, против которых тебе было сложно играть?
– Из Премьер-лиги, сразу хочу выделить Тиграна Барсегяна, когда он играл за «Кайсар». Я не понимал, как его читать. Доставил нам много неприятностей. Было сложно играть против Исаэля. Он меня задолбал (смеется). Я обрадовался, когда он ушел. Приходилось его бить, по-другому никак (смеется). Третий – Максим Самородов. Если он продолжит в таком же духе, то станет очень качественным и сильным футболистом. За несколько лет в Актобе я увидел его прогресс своими глазами. В сборной сейчас все лидеры.
Что касается соперников из Европы, то самый топ – Арьен Роббен. Там было все без шансов. В то время у нас был главный тренер в сборной Юрий Красножан. Против Нидерландов мы вышли вдвоем с Гафуржаном Суюмбаевым. Красножан говорил, чтобы мы вдвоем с Гафуром закрывали Роббена. Ну, мы его «закрыли»: в первом тайме он нас очень сильно «нашампурил». Позже у меня в соперниках был Антуан Гризманн. Тот «Атлетико» был совсем другой. Помимо них, мне запомнился Агим Ибраими из «Марибора», который позже выступал за «Астану». Не знаю, что с ним произошло потом, но в «Мариборе» он издевался над нами. В Астану приехал будто бы другой человек.
– Расскажи про Бауржана Джолчиева.
– Джолчиев – определенно талант. Пусть не обижается, но он талант без головы. У него все круто получалось на поле. Он не боялся никого. Однако в быту, он безмозглый. Была история с Джолчиевым, когда Стоилов возглавил «Астану» после первого круга в 2014 году. До прихода Стоилова у нас исполняющим обязанности главного тренера был Григорий Бабаян. Он постоянно «пихал» Джолчиеву, чтобы тот возвращался назад. Каждый шаг ему нужно было выкрикивать. Был момент, когда в 2018-м он приехал обратно в «Астану». Его взяли на сборы, туда он поехал с лишним весом. Помню, в одной из игр он даже забил гол и сделал голевую передачу. У него был такой дар, что он был в порядке вопреки отсутствию тренировок. Не играя три года он мог показывать хороший уровень. Не знаю, чем он думает. Может, думал о сногсшибательных деньгах. Однако, это же его история.
– Ты в сборной играл с Исламханом, а в клубе два года вместе играл с Зайнутдиновым. Кто из них оказывал наибольшее влияние на игру?
– Во-первых, Зайнутдинов намного младше Исламхана. Во-вторых, Зайнутдинов пришел в «Астану» молодым, когда уже был очень сильный коллектив. Исламхан всегда и везде был лидером: и в «Кайрате», и в сборной Казахстана. Тяжело их сравнивать. У них даже разные стили игры. Баха может сыграть везде. Думаю, скоро он выйдет на воротах (смеется). Мне нравится Баха по отношению к игре и тренировкам. С Баториком я не был так близок, так как мы не часто пересекались. Не могу их объективно сравнить.
Лучшие бонусы на казфутбол
«Баннер «КФФ – мафия» был лишним – на это смотрела вся Европа»
– Почему ушел из «Астаны»?
– В конце 2020-го у меня закончился контракт с «Астаной». Тот год был для нас ужасным: одна локация, проблемы в «Астане». Не было манежа или базы, где можно было тренироваться. Нам домой привезли велосипеды, и на этом все. Не мог выйти даже во двор, чтобы потренироваться с мячом. Во времена локдауна мы даже не выходили из квартиры. Как выйдешь на поле, охрана сразу говорила, что нельзя тренироваться. Законился сезон, и контракт подошел к концу. У меня было несколько вариантов в России и в Казахстане. Андрей Тихонов тоже звонил, чтобы я остался в «Астане». Однако не получилось договориться в связи с определенными обстоятельствами.
– Как возник вариант с «Ротором» и почему не удалось там закрепиться?
– Мой агент нашел вариант с «Ротором», и я решил поехать в Волгоград. Прошел все сборы с волгоградцами, тогда как раз тренером был Хацкевич. Он гонял нас как собак (смеется). Не понимал, зачем мы столько бегали. Раньше думал, что Талгат Байсуфинов много гонял футболистов. С Хацкевичем мы пробегали по 10 километров за тренировку. Если бы я не получил травму в матче с «Ростовом», все было бы хорошо. По началу мы не понимали серьезность травмы. Объездили всю Россию и консультировались с разными докторами и профессорами. Многое не дало результата. Вроде бы залечил травму, но в «Актобе» она дала о себе знать. До начала конфликта в Украине я съездил в Одессу к одному из лучших на тот момент хирургов. Травма паха не дала мне раскрыться в «Роторе».
– Почему решил вернуться в «Актобе»?
– Появился вариант с «красно-белыми». Они заявили, что дадут мне время на восстановление. Тем более, там был Юрий Логвиненко, который сказал свое слово.
– Насколько «13 сектор» повлиял на уход Куленко?
– На все 100%. Они подняли большую шумиху. Этот резонанс дошел даже до аппарата президента. Однако баннер «КФФ – мафия» был лишним. Ладно, если бы это был матч чемпионата Казахстана. Но на это смотрела вся Европа. Это сильно ударило по репутации нашей федерации. «Куленко аут» было «в цвет». Из-за этих баннеров на «Актобе» хотели наложить санкции в виде недопуска болельщиков на матчи вплоть до конца сезона.
– Ты начинал сборы с «Актобе», но перешел в «Елимай». Как в клубе сказали, что не видят тебя в текущем сезоне?
– Ничего такого, мне просто сказали это в лицо. У меня нет обид на «Актобе». Нет проблем, связанных с клубом и фанатами. Аким области Шахаров – прекрасный человек. Он пришел в очень нужный момент в прошлом году и дал сильную поддержку клубу. То, что мы оказались в тройке в прошлом году – чудо. Мы не должны были там быть в связи с проблемами, которые принес Куленко. Как убрали Артураса Жулпу, от меня также решили избавиться.
– Изотов – хороший футболист?
– Средний.
– В «Елимай» пошел из-за Карповича?
– Конечно, он – первый человек, который мне позвонил и пригласил в «Елимай». Дал ему свой ответ через один день.
– О чем мечтаешь?
– Как таковой мечты нет, однако, есть к чему стремиться. Хочется, чтобы семья была здорова. Будет здоровье – буду играть дальше. Планирую выступать до сорока лет. Почему бы и нет, если я буду следить за собой?