В межсезонье поклонники фигурного катания с нетерпением ждут двух вещей – распределения по этапам серии Гран-при и новостей о новых программах. И если первое неразрывно связано со спортом, то второе отражает обратную сторону фигурного катания – искусство. В борьбе за медали, в отличие от других видов спорта, одно не может существовать без другого, и выбор музыки способен как помочь в достижении цели, так и сыграть злую шутку.
Metaratings.ru разбирается, как музыка влияет на восприятие программы, и вспоминает самые популярные произведения у фигуристов.
Почему музыка – неотъемлемая часть успеха для фигуристов?
В первую очередь, это один из трех компонентов, входящих во вторую оценку наравне с «композицией» и «владением коньком». Оценки не зависят от музыки, за исключением танцев на льду, но об этом мы расскажем чуть позже. Важно только сочетание мелодий и постановка программы.
«Презентацию» (до сезона-2022/2023 «интерпретация музыки» и «перформанс» были отдельными компонентами) оценивают по нескольким критерием: попадания движений спортсмена в ритм, передача настроения композиции и так далее. На практике, чаще всего судьи выставляют среднюю оценку, так как компоненты тесно связаны с техническими навыками спортсмена.
Фигурист также может получить бонус за исполнение элемента в музыкальный акцент – GOE, как это случалось, например, в произвольной программе Алины Загитовой в Пхенчхане-2018. Все прыжковые элементы были выполнены в соответствии с музыкальными акцентами, что позволило превратить набор прыжков в целостную программу.
Но вернемся к танцам на льду. Представители одиночного и парного катания не ограничены в выборе музыкального сопровождения, только в его продолжительности – короткая программа – 2:50, произвольная программа – у мужчин и спортивных пар – 4:30, у женщин – 4 минуты. В танцах на льду ситуация иная. Перед началом каждого сезона Международный союз конькобежцев (ISU) объявляет тему ритмического танца – в сезоне-2022/2023 это латиноамериканские танцы. Взрослые должны использовать в программе не менее двух ритмов из сальсы, бачаты, меренге, мамбо, ча-ча-ча, румбы и самбы. Дорожка шагов в то же время должна исполняться в другом латиноамериканском стиле.
Юниоры должны совместить в программе танго (обязательный стиль) с пасадоблем, фламенко, испанским вальсом, фанданго, болеро, хотой, севильяной или милонгой на выбор. Темп танго – 24 такта (четыре удара в минуту).
Получить бонус 2000 рублей за регистрацию для ставокНа что обращают внимание при выборе музыки для программы?
Основным критерием, если говорить о выборе музыке для программ одиночников и спортивных пар, считается, как ни странно, «уровень ее раздражительности» в первую очередь для исполнителя. Если судьи и зрители видят программу в лучшем случае пять раз в течение сезона (по ходу двух этапов серии Гран-при, чемпионата Европы/чемпионата четырех континентов и чемпионата мира), то фигурист слышит ее ежедневно на тренировках. Если она вызывает раздражение, то работа с ней превращается в испытание на прочность.
Не менее важно, чтобы музыка помогала спортсмену во время программы. Например, в одном из интервью тренер двукратного олимпийского чемпиона Юдзуру Ханю Брайн Орсер отмечал, что для фигуриста важен определенный ритм в программе для исполнения четверных прыжков.
Помимо этого, спортсмены часто используют музыку как еще один из методов влияния на публику и судей. К примеру, национальные мотивы. Кто лучше, чем Хавьер Фернандес, может передать всю страсть «Малагеньи»? Или широту русской души, как не Ирина Роднина и Александр Зайцев под «Калинку»?
Кто занимается музыкой для фигуристов?
Ее обычно выбирают постановщик, тренер и фигурист. В большинстве случаев они останавливаются на известных произведениях, а в некоторых привлекают профессиональных музыкантов. Один из самых известных примеров сотрудничества – тандем Евгения Плющенко и Эдвина Мартона.
«Работая над олимпийской версией «Крестного отца», Эдвин подготовил более 30 вариантов. Мы акцентируем внимание на прыжках, на каждой дорожке, на каждом шаге, на каждом выезде. Когда работаем, я ничего ему не объясняю, просто начинаю танцевать. Движение пошло, и он начинает играть. Я прыгаю – музыка тоже прыгает. Я еду – и музыка едет вместе со мной. У нас получился уникальный тандем, оказалось, что мы одинаково чувствуем музыку. Я – в движении, а он – в своей скрипке», – написал Плющенко в своей автобиографии.
Для склейки музыки привлекают саунд-дизайнера, либо работают с музыкальными студиями. Наиболее распространенный вариант компоновки программы выглядит следующим образом: быстрая первая часть, позволяющая вовлечь публику и сделать самые сложные элементы, например, четверные прыжки или тройной аксель, затем медленная часть, во время которой спортсмен исполняет вращения и раскрывает образ, и снова быстрая, подходящая для исполнения дорожки шагов и эффектной концовки.
А что с авторскими правами?
На любое музыкальное произведение распространяются авторские права, вследствие чего лично спортсменам или представителями федерации приходится улаживать конфликты, если такие возникают с авторами.
В Великобритании подобные вопросы решают фигуристы, ведь после приобретения BBC телевизионных прав на показ соревнований по фигурному катанию выступление некоторых спортсменов зрителям пришлось смотреть без звука. Таким образом представители телевизионной компании обезопасили себя от претензий со стороны авторов. Чтобы избежать проблем, местные чиновники предлагают получать письменное разрешение от авторов музыкальных произведений.
Российские спортсмены в то же время не занимаются авторскими правами, так как ответственность за их нарушение несет местная Федерация фигурного катания, где проходит то или иное соревнование. Помимо этого, организаторы мероприятия должны отчислять процент Российскому авторскому общество (РАО), которое перечисляет деньги авторам музыкальных произведений – 2% от дохода после продажи билетов и пять рублей за каждый бесплатный пригласительный.
На расчет отчислений также влияет место проведения соревнований: чем меньше город, тем меньше отчисления. Субсидия не может превышать 50% для населенных пунктов, где проживают меньше пяти тысяч человек.
В то же время большинство авторов положительно относятся к использованию собственных произведений в качестве музыкального сопровождения. «Посмотрел замечательное выступление Евгении Медведевой: я удивлен и счастлив, что она выбрала мое исполнение ноктюрна Шопена», – признавался Джошуа Белл
Кирилл Рихтер был в восторге от программы Камилы Валиевой: «In Memoriam написана в память о всех тех близких людях, которых мы очень любили и которых, к сожалению, с нами нет. Каждый раз, когда я исполняю эту пьесу на концертах, то всегда прошу зрителей вспомнить людей, которые очень много значили для них. Это всегда очень трогательный момент. Я посмотрел программу – это безупречное исполнение. Я доволен, хотя редко бываю доволен», – рассказывал композитор в интервью «Первому каналу».
«Золотой диск фигурного катания». Есть ли от него польза?
Поклонники фигурного катания после объявления программ нового сезона часто смеются, что у хореографов есть «золотой диск», который они используют с определенной периодичностью. В любой шутке есть доля шутки, и в олимпийский сезон многие постановщики выбирают хиты проверенные временем.
Например, в олимпийский сезон-2017/2018 было постановлено восемь программ под «Лебединое озеро» Чайковского, девятнадцать – под саундтрек из фильма «Мулен Руж», восемнадцать – под музыку из мюзикла «Призрак Оперы» Эндрю Ллойда Уэббера и на произведения из фильма «Ромео и Джульетта».
С одной стороны, использование подобных музыкальных произведений – беспроигрышный вариант. Музыка, получившая мировое признание, помогает спортсмену достичь поставленных целей, вдохновляясь выступлениями кумиров или балетными постановками.
С другой стороны, очередная интерпретация «Лебединого озера» или «Кармен» приводит к сравнению между исполнителями и иногда не в пользу последнего. Сложно воплотить «Болеро» на льду лучше, чем это сделала Каролина Костнер на Олимпийских играх-2014. Произвольную программу итальянской спортсменки многие специалисты признали одной из лучших интерпретаций Мориса Равеля на льду. «Кармен» спустя тридцать четыре года у многих поклонников фигурного катания и по сей день ассоциируется с произвольной программой Катарины Витт на играх в Калгари-1988.
Золотой фонд программ фигурного катания
Рассказывая о «хитах» в мире фигурного катания, мы не могли не упомянуть известнейшие произведения, покорившие миллионы сердец по всему миру и принесшие исполнителям мировые титулы.
Лучшие букмекеры для ставок на спорт
Жордж Бизе. «Кармен»
В 1988 на Олимпийских играх в Калгари борьба за «золото» развернулась между двумя Кармен – Катариной Витт из ГДР и Деби Томас из сборной США. Яркая и сексуальная Витт не оставила шансов атлетичной Томас.
Как позже сравнивала американский тренер Розана Тови, совпадение саундтреков у главных претенденток на триумф сравнимо с тем, когда звезды приходят на церемонию награждения в одинаковых платьях.
Бетховен. «Лунная соната»
Время не властно над гениями, и интерпретация «Лунной сонаты» Бетховена Людмилой Белоусовой/Олега Протопопова по-прежнему называют одной из лучших в истории фигурного катания. К сожалению, выиграть третьи Олимпийские игры с данной программой им не удалось, но с шедеврами так бывает, увы.
Чайковский. «Лебединое озеро»
Один из самых известных балетов Чайковского, «Лебединое озеро», на льду воплощали десятки раз, но одним из самых запоминающихся, по мнению специалистов и поклонников фигурного катания, стал олимпийский прокат Оксаны Баюл в сезоне-1993/1994.
Если не обращать внимание на прыжковый контент, который по современным меркам способно исполнить большинство юниоров (тройной лутц, двойной тулуп в каскаде, двойной флип и двойной аксель), то программа выглядит современной и сбалансированной.
Саундтрек «Мулен Руж»
Музыку из фильма, посвященному одному из самых известных кабаре в мире, «Мулен Руж», в фигурном катании используют с такой завидной регулярностью, что преданные поклонники могут узнать его по первым нотам.
Одно из самых запоминающихся выступлений под музыку из кинофильма в последних несколько лет продемонстрировали трехкратные олимпийские чемпионы Тесса Вирчу и Скотт Мойер в сезоне-2017/2018.
Эндрю Ллойд Уэббер. «Призрак Оперы»
Знаменитую мелодию из мюзикла «Призрак Оперы» на льду интерпретировали многие именитые фигуристы: Алина Загитова, Патрик Чан, Мэрил Дэвис/Чарли Уайт, Юдзуру Ханю. Но мы бы хотели вспомнить драматичное выступление двукратного олимпийского чемпиона из Японии на этапе серии Гран-при в Китае. Во время шестиминутной разминки он столкнулся с представителем сборной Китая Хань Янем, вследствие чего получил сотрясение мозга и многочисленные ушибы.
Несмотря на столкновение, спортсмен вышел на лед с замотанной головой, исполнил произвольную программу, допустив четыре падения, но сохранил место на пьедестале.
Сергей Прокофьев. «Ромео и Джульетта»
Музыка Сергея Прокофьева, созданная для балета, считается одной из самых популярных в мире фигурного катания. Мощная, динамичная, в то же время выразительная и яркая позволяет спортсменам раскрыть весь творческий потенциал и продемонстрировать свои самые сильные стороны.
Например, на дебютном ЧМ Татьяна Волосожар и Максим Траньков стали серебряными призерами.
А Марина Анисина и Гвендаль Пейзера взяли бронзовые награды на Олимпийских играх-1998 в Нагано.
Моцарт. «Реквием по мечте»
Закончить мы бы хотели произведением Вольфганга Амадея Моцарта «Реквием». Незавершенное прижизненное произведение австрийского композитора неоднократно использовалось в фигурном катании.
Одним из ярких примеров олимпийского сезона-2021/2022 стала произвольная программа ученицы Этери Тутберидзе Анны Щербаковой. Даниил Глейхенгауз совместил музыку из фильма «Мастер и Маргарита» и «Лакримозу» Моцарта. На первый взгляд, объединение данных частей кажется странным, но это не случайная склейка.
Произведения Булгакова и Моцарта объединяет тема библейских мотивов, однако если в романе русского классика любовь побеждает все препятствия, то в «Лакримозе» рассказывается о страшном суде: «Слезный день наступит, когда восстанет из праха грешник, и будет он судим», а также о просьбе к Богу и помиловании.
Несмотря на довольно мрачное описание, музыка сыграла ключевую роль в борьбе за «золото» на играх в Пекине. Щербакова избежала ошибок в произвольной программе и с привычным для себя набором элементов выиграла главный старт в карьере, в то время как Александра Трусова, исполнив пять четверных, осталась второй.
Квиз: