Meta-ratings.kz продолжает цикл материалов о юных казахстанцах из-за границы. Сегодня знакомимся с 15-летним Чингизом Аликеевым – первым представителем нашего народа в истории «Бенфики». Астанчанин перебрался в Португалию три года назад, а сейчас является одним из самых многообещающих вингеров молодежки 38-кратных чемпионов страны.

В интервью нашему корреспонденту отец Чингиза – Ануар Аликеев:
- рассказал, как на таланта выходил родственный «ПСЖ» клуб;
- поделился эмоциями от первого опыта в сборной;
- выразил желание привезти сына в Казахстан и развивать Премьер-лигу.
– Ануар, недавно Чингиза впервые вызвали в сборную U-16. Давно ли местные тренеры следят за ним и как вы отреагировали на это приглашение?
– Мы были очень рады, что Чингиза заметили. Не знаю точно, как давно за ним наблюдают в сборной, но сын уже три года, как в Португалии. Абылай – менеджер национальной команды – связался и позвал.
– Он дебютировал в матче против Таджикистана на International Friendly Youth Tournament. Что сам Чингиз говорит о первом матче за родную страну? Было ли нервозно?
– Матч прошел нормально, но, единственное, Чингиз прилетел в Талгар 18-го марта, а игра была запланирована на 21-е. Был джетлаг, отчего и выпустили его всего на 45 минут. Ну, ничего – адаптировался, проходил защитников.
Волнительно было потому, что он играл за сборную в первый раз, а остальные ребята друг друга знают и уже были сыграны.
– Отметил свое 15-летие талант только по ходу турнира. Чувствовалась ли на этом фоне разница в габаритах и атлетизме с соперниками?
– Не сильно, хотя по таджикам было видно, что они уже сформировались физически. Все-таки они располагаются южнее, а мы – парни из Северного Казахстана и, условно, Сибири – отстаем на год-полтора. Зреем позже, потому что тут полгода зима, и организм старается накопить. Если посмотреть на южан, кавказцев или тех же португальцев, они взрослеют быстро, но ближе к 18 мы их догоняем.
– С молодежью в Казахстане работает Стюарт Холл – опытный британец, тренировавший ряд команд в Африке и Азии. Отзывался ли он как-то об игре Чингиза? Как вам взаимодействие с таким специалистом?
– Все было хорошо, потому что, во-первых, оба они англоязычные – с первого класса Чингиз занимается в английской школе. В Португалии тоже. Ему повезло поднабраться опыта у Холла, поскольку тренер этот экспериментировать не боится. Он ставит игроков на разные позиции, чтобы развить универсализм, ломает психологию, выводит из зоны комфорта.
Его характер? Как я увидел, Холл очень общительный и, скорее, продвинутый наставник, чем консерватор. Он всегда пытается раскрыть футболистов, так что победа в этом турнире для него самоцелью не была. Понятно, что было определенное давление, ведь сборная есть сборная, но он пробовал разные формации. Взять тот же матч с Беларусью…

– 2:4?
– Да. Когда наши выигрывали 2:0, Холл начал опускать, менять некоторых ребят. За 20-30 минут до конца защитникам уже было тяжело – судороги хватали. Все равно, даже если едешь из Алматы в Шымкент, какая-то адаптация есть.
– На обратном пути в Европу Чингиз встретился с Марином Томасовым. Удалось пообщаться с легендой КПЛ?
– Я даже не слышал об этом (смеется). Не видел фото. Вообще, Чингизу на звезд везет: в Португалии он натыкался на (Рафаэла) Леау, Силву из «Бенфики», (Николаса) Отаменди, (Паулу) Феррейра, (Луиша) Нани.
– Вы – уроженцы Астаны. В какой момент и почему решили перебраться в Португалию?
– На самом деле, я из Караганды, но Чингиз родился уже в столице. А в Португалии послом был мой друг. Именно благодаря ему мы договорились о просмотре в «Эшториле», но он сказал сразу: «Я ни на что повлиять не могу. Приезжайте на пару недель, на него посмотрят, а потом сообщат, возьмут или нет». Летом 2022-го сын провел там как раз около 10 дней, отыграл несколько матчей, и его приняли.
– 10 лет назад «Эшторил» пробивался в еврокубки, но в целом считается достаточно скромным клубом на уровне Примейры. Присоединиться именно к их академии – шаг целенаправленный?
– Мы сразу обратились к «Эшторилу», потому что это крепкий середняк из Лиссабона. У них хорошие связи с другими клубами, на их матчи ходит много агентов, есть крутое дерби с «Белененсешем». Не такая скромная, хорошая команда со своими традициями. Мешков не держат. Спасибо им и человеку, который этому переходу поспособствовал.
– Расскажите о главных сложностях в адаптации там.
– Португалия – она тоже англоязычная. 90% жителей младше 40 уверенно говорят на этом языке, но по прошествии года-два они в любом случае будут требовать от тебя обращения по-португальски. Для Чингиза очень важно его изучить. Разумеется, после Астаны ему было нелегко освоиться, и он не понимал, что делать и куда бежать.
Что касается климата, там не так жарко летом и нехолодно зимой. Еда – класс: легко соблюдать ПП. В «Бенфике», кстати, их сильно мотивируют следить за этим. Они сразу сказали: «Из двух равных игроков с шикарной техникой, выносливостью и интеллектом выиграет тот, кто питается правильно».
– Когда Чингиза приметили скауты «Бенфики»? Интересно, как вы договаривались о подписании.
– В «Эшториле» сын забивал буквально каждую игру и стал самым результативным среди вингеров. Так его сначала заметила «Брага», и с согласия координатора мы должны были пройти там недельный просмотр. Я обрадовался, потому что, помимо прочего, их клубом владеют стоящие над «ПСЖ» Qatar Sports Investments. Мы уже настроились, и вот 26 мая, в воскресенье, Чингиз проводит матч, а во вторник координатор снова звонит мне и говорит: «Вас хочет «Бенфика», поздравляю!».
Я сразу спросил: «А вы сами что думаете (какой вариант оптимальнее)?», и сотрудник такой: «Честно, даже не знаю... Вы ж в Лиссабоне живете? Да и «Бенфика» – это топ. Выше уже некуда».

– В этом сезоне команда «орлов» выиграла 21 матч из 22 и заняла первую строчку в чемпионате U-16. Это говорит об их силе или же уровень оппозиции совсем невысок?
– Не все они равного уровня, конечно. Иногда «Бенфика» играет против парней 2009 года рождения, а им уже по 16, но клуб, как пылесос, высасывает лучших со всей страны. У них 1000 скаутов, которые каждую субботу-воскресенье ходят по разным командам и ищут талантов.
– Чингиз стал лидером основы, сыграв в наибольшем количестве встреч (14). Можно ли сказать, что он утвердился на какой-то позиции и уже вырабатывается стиль?
– Номинально он левый вингер, которого не так давно стали выпускать справа. Там Чингиз чувствовал дискомфорт, нервничал, а потом смотрю – адаптировался. Но, конечно, рвет именно слева, пускай и правша. Смещается в центр и бьет. Это лучшая его позиция.
– В молодежке «Бенфики» числятся двое футболистов с интересными фамилиями: Сивак и Белов. Не русскоязычные ли они? Завел ли Чингиз друзей в клубе?
– Да, у сына много товарищей в «Бенфике». Я всегда ориентирую его на дружелюбность, потому что завтра это поможет даже на поле. Эдуарда (Сивака) тоже забрали из «Эшторила» – он очень достойный динамичный кипер. С Чингизом они хорошо общаются друг с другом, хотя тот практически не говорит по-русски, поскольку их белорусская семья живет здесь 20 лет и полностью ассимилировалась. Белова вспомнить не могу.
– Также в «Жил Висенте» U-19 есть наш соотечественник Ильяс Абил. Пересекались ли в Португалии?
– С Абилом – нет, так как Барселуш располагается далеко от нас (почти 4 часа езды на машине – прим.), но тут есть один парень из Шымкента. Отец привез его сюда, чтобы играть.
– Что касается тренировочного процесса, заметили ли вы в нем какие-то особенности, которых не встретишь в казахстанских академиях?
– В «Эшториле» они часто работали с мячом в замкнутом пространстве, выполняя упражнения на быстроту реакции. Играли с четырьмя маленькими воротами, тики-такой. А в «Бенфике» футбол более силовой: берешь и тащишь мяч вперед, потом отрабатываешь сзади. Обязательно занимаются в тренажерном зале, что Чингизу нравится.
– Каким вы видите идеальное будущее для сына?
– Для меня самое главное, чтобы Чингиз был человеком. Будет его работа связана с футболом или нет – неважно. Спорт – это тонкая полоса, по которой тяжело пройти и легко выбыть. Пусть будет порядочным мужчиной, казахом и настраивается на то, что вернется сюда, ин ша' Аллах. Если же останется в этой игре, дай Бог, чтобы прославлял страну на международной арене. Это то, чего я хочу.
– А под возвращением в Казахстан подразумеваете жизнь после завершения карьеры или саму игру в местном чемпионате?
– Если наш футбол будет на уровне, то, конечно, хотелось бы, чтобы он играл здесь же. Но надо, чтобы КПЛ выросла и отвечала европейским стандартам. Нужно видение, понимание, чтобы все игроки стремились попасть именно к нам, а не куда-то еще. Сейчас пришло новое руководство (КФФ) и, возможно, они отдают себе отчет, что пора развивать как детский, так и клубный футбол. У нас любят ругаться: «Не надо финансировать команды (из госбюджета)!». Нет, это важно. Тогда это будет топ-чемпионат.