Известный казахстанский специалист Али Алиев в новом выпуске 2D Podcast рассказал о своей футбольной философии, назвал талантливых молодых игроков из Караганды, поделился мнением об уровне легионеров из ЕАЭС, потухших звездах казахстанского футбола Жамбыле Кукееве и Бауыржане Джолчиеве, а также оценил уровень Серикжана Мужикова, Максата Тайкенова и Еркина Тапалова.
Корреспондент Meta-Ratings.kz выбрал самые яркие фразы из этого выпуска.

Философия футбола Али Алиева. Куда пропал Арсен Хубулов и другие?
Моя философия – отбор футболистов в возрасте 23-27 лет, которые должны быть максимально дисциплинированы в питании, в проживании, в отношении. Я обращаю внимание даже на то, подстрижены ногти или нет. Однажды ко мне подошел игрок и сказал прямо: «Мы колхозники, мы манты хотим кушать, отстань от нас». Тогда я и понял всю ситуацию. Гидеон Баа подошел ко мне и сказал: «Тренер, вы говорите правильные вещи, но это Казахстан».
Когда я видел, как парни относятся к стандартным положениям, надеются, что кто-то другой придет и будет за них подставлять голову под камень. Я понял, что эти люди ограничены в ресурсе.
Парни, кажется, чуть-чуть переоценили свои возможности. Не умаляю достоинств – это их победа, попадание в еврокубки, просто эти парни недооценили уровень чемпионата. Допустим, Арсен Хубулов – очень качественный футболист. Он думал, что отдаст идеальный пас в любой момент, а стандарт в его исполнении будет как у Косовича в «Кайрате» или Нургалиева в «Тоболе», которые подают на голову своим игрокам и те раз за разом забивают.
Я понимаю, что больше на мне лежит эта ответственность, ведь я их выбрал, я не увидел и не услышал. Уже потом, когда я ушел и команду возглавил Магомед Адиев, он их убрал. Сейчас этих парней в составе нет.

Предвзятое отношение к казахстанцам, сравнительно с игроками из ЕАЭС
Еще раз убедился в футболистах из стран ЕАЭС: за исключением некоторых, большинство из них – не сильнее наших парней. Например, Караев заиграл в «Каспие», но, а как бы он себя повел в «Астане» или «Тоболе»? Там у него просто не было конкурентов.
Требования к казахстанским футболистам – ужас какое! Не учитывают, где он занимался, чем и как. Возьмем футболиста SD Family и поставим в «Астану», так за ним будут через микроскоп смотреть и говорить, какой он «деревянный». А приедет легионер и говорят: «Адаптация гой». Поэтому я всегда защищаю казахстанский продукт. Нужно терпение. Минасян сколько уже горит, Благоевич сколько горел в прошлом году. Желаю им удачи, терпения, чтобы после них был толчок в развитии.

Плохой лидер из Балашова и котёнок Павлов
Многие болельщики, может быть, не знают историю про Балашова. Он был на сборах с «Актобе», даже забивал. Однажды подходит к Баге, а тот начинает придумывать историю, что руководство не хочет его подписывать. Собрали всю негативную информацию про него, про вредные привычки вплоть до баров и кальянов.
Потом он пришел к нам, и я говорю ему: «Виталик, я недавно закончил карьеру футболиста. Я возьму тебя, а ты мне помоги». Контракт был составлен настолько жестко, что даже если кровь из носа у него пойдет, то сразу уберем из состава. Сказал ему – следи за собой: где ты ешь, где ты спишь, где ты пьешь. Забил гол – получишь деньги, не забил – не получишь. Вот такой жесткий контракт был. Практически бесплатно он играл с марта. Я лишь потом себя на мысли поймал и сказал ему на собрании «А ведь ты нигде лидером и не был», а я возложил на тебя роль лидера. А это очень важная часть – тащить за собой стаю… Это моя ошибка, мой опыт.

У меня были супер-помощники в штабе – Андрей Финонченко, Рафаэль Уразбахтин – оба бывшие нападающие. Тот же Ерлан Уразаев забивал на Чемпионате мира. Сказал им: «в полузащитниках и защитниках я разберусь, ребят, помогите мне с выбором нападающих». Предложили мне Павлова и Балашова. Исходили из бюджета, который нам дали – 800 миллионов. Три человека были за подписание Павлова, русскоязычного нападающего с опытом игры в Сербии. Моя подпись была последней.
Приезжает к нам человек с «котенком внутри». Я, значит, ищу хищника и льва, а у него там «мяу». Я заставил его посмотреть в зеркало, чтобы котёнок увидел льва. Он начал плакать, что на него никто так прежде не кричал. Я ему отвечаю, что это война, а не постель из роз. Здесь драться надо! Раньше гладиаторы на аренах дрались, сейчас футболисты на аренах интеллектуально и физически бьются. У кого нервы сдадут – тот красную получает. Футболисты меня слушали, будто спектакль смотрели, а внутри у всех «да запарил ты уже».

Причины травм Гидеон Баа. Стальной Граф
Проблему Гидеона Баа я обнаружил позже. До суперкубковой игры с «Астаной» он заболел, а когда футболист болеет 2-3 дня, то выпадает с ритма. Когда человек простынет, то неделю приходит в себя. В среднем за свою карьеру каждый футболист должен натренироваться около 10 000 часов.
В итоге, мы опасаемся Барсегяна и Томасова, а нам забивает Томашевич с углового. Смотрю, а Гидеон ногу волочит, не бежит. Потом в Петропавловске ко мне подходит, а у него спица в ноге, сломал ногу. Подходит ко мне, а у него левая нога чуть ли не атрофирована. В топовые клубы ведь не берут ни одного игрока без медосмотра.
Потом узнаю, что Баа – вегетарианец. В Казахстане, понимаете, да? Цепочку из 21 витамина, которые спортсмену нужны, как вода для клетки. Чтобы восполнить это, нужно постоянно съедать вёдра зелени.
Просто в прошлом году оборона «Шахтера» смотрелась хорошо, пропускала в основном лишь со стандартов, и нужно быть дурачком, чтобы не дать им возможность в следующем сезоне. Плюс в межсезонье ушел Ламанж из-за семейных проблем, хотел играть ближе к Европе. Он выдержал пять лет в Кызылорде, а значит, в Караганде хоть 15 лет может играть. Но раз уходит, то, как я могу его удержать. Подписали на его место Ивана Графа, который как раз вместе с Ламанжем был в «Кайсаре». За пять лет играл по 30 матчей в сезоне – ни одной болезни, ни одной травмы. Удивляюсь, человек ли он вообще.

Молодые карагандинцы
У «Шахтера» в костном мозге есть характер. На сегодняшний день они пришли к тому, о чем я говорил на сборах. Карагандинские футболисты играют в составе. Иван Свиридов, за которым я следил и пригласил его на сборы, сейчас он забивает «Астане». На Жан-Али Пайруза я возлагал надежды, просто нужно ему психологию и физическую подготовку поправить. Наджарян, Нурсеитов, вратарь Ернар Сайлауов, Назымханов. Есть Максим Галкин – чудесный футболист, нужно дать ему доверие. Из бюджета, который нам выделяют, нашим пацанам нужно дать эту возможность.
Почему ушли талантливые Герасимов, Омиртаев и Бачек. И талантливы ли они вообще?
Ерлан Жанатаевич хотел его оставить в команде, так же, как и Омиртаева и Бачека. Он уговаривал: «Ребят, останьтесь, я – за наших футболистов, вы только выполняйте установки». В итоге один недавно вернулся в команду, другой сейчас без клуба. Бачек – талантливый? Талант – это то, что он обыграет трех футболистов? Для меня талант – это когда на 70 метров как даст в квадрат, как в теннисе. Понимаете, сегодня все ушло в атлетизм. В испанской команде тоже не дураки. Если бы они видели в нем что-то «вау», то сам король выдал бы ему паспорт.
Чем их заманили туда? Отношением к ним в Караганде. Бачек хотел тренироваться с основным составом, Омиртаеву мало времени давали. У каждого своя история. У Герасимова мама прибежала, начала из-за 40 тысяч тенге кричать.

Пропасть между КПЛ и Второй лигой
Вот сейчас «Мактаарал» и СДЮСШОР №8 играют против клубов Премьер-лиги и поймут на себе то, что разрыв между Премьер-лигой и Второй лигой – огромный. В плане скоростей, в плане самой игры. Есть разница в качестве футболистов даже между Первой и Второй лигой. А лучшие казахстанские футболисты в «вышке». Уже сегодня заведомо известно, кто выйдет из группы Кубка Казахстана.
Почему Али Алиев не хочет быть чьим-то ассистентом
Я сам себя еще не списал с Премьер-лиги. Я ждал приглашения из Первой лиги, но его не последовало. Там свои «подводные работы» агентов. Сама суть того, что я в молодежной команде «Астаны» в том, что у меня уже был успех с молодыми футболистами в Петропавловске. Давид Григорьевич попросил, чтобы я поработал с ними. Ну, и то, что тренер должен не сидеть, а практиковаться. На сегодняшний день я не готов быть помощником, потому что у меня слишком большие амбиции. Приходить к кому-то и уверять, что так играть правильно или неправильно…
Всевышний всё видит, и если получится возглавить клуб, то я учту все те ошибки, которые были в Караганде. Даже Ерлан Уразаев говорит, что мою философию тяжело будет понять в Казахстане. Если я наберу футболистов от 23 до 27 лет, у которых в голове ещё нет старых привычек, зато есть возможность «построить новый коттедж», который будет нравится им.

Почему потух Жамбыл Кукеев?
Жамбыл Кукеев потерял свой талант не столько из-за ограниченности в голове, сколько из-за бездарности. И правая, и левая нога – бешеная. На носовом платочке может обыграть. Судьба подарила гол на «Уэмбли». На этой волне можно было залезть и построить себе дом на Байтереке. После такого ты становишься лицом страны. Но человек не прошел ни огонь, ни воду, ни медные трубы.
Однажды летели из Москвы в самолете. Мы, игроки постарше, садимся в карты поиграть, время провести. И кто, вы думаете, пришел, подтягивая сопли, и попросил поиграть с нами? Жамбыл Кукеев. Самат Кабирович как крикнул на него. А это всё – социум: что вокруг, что дома, что на улице. Я жил в неблагоприятном районе с элитными алкоголиками, но ведь не стал алкоголиком.
Уникальность и уровень Джолчиева
У Бауыржана Джолчиева есть генетика, всё есть, а голова не сообразила. Кто такой Шомуродов по сравнению с Джолчиевым? Он круче: скорость, техника, нестандартные действия на поле. Вот только голова у него была забита штрафами о том, что он опоздал или проспал. Парень – талант, и когда его из Костаная вытащил Григорий Бабаян, он окунулся в атмосферу жесткой и профессиональной дисциплины.
В первую очередь идет дисциплина, режим и питание. Потом идет физика, и лишь потом техника. У каждого молодого пацана свой социум. У кого-то отец, может быть, болеет, у кого-то мамы нет, кто-то просто не может вовремя заснуть, потому что отец отправляет за водкой, а он одну бутылку может сам выпить. Я не знаю социума, чтобы следить и контролировать каждого.

Почему молодые астанчане не попадают в основу
Буквально неделю назад я принял «Астану М». Спрашиваю у игроков – ты с кем конкурировать должен? Отвечают: «Кике Лопес, Куат». Так у тебя характера куатовского нет, как ты можешь с ним конкурировать? Чувак засунет голову под «пулю», которая будет лететь в ворота. Он этим и берет.
У меня такой футболист есть Мейрамбек Калмырза. Я его называю «южным Диего Марадоной» из-за левой ноги: хорошие ягодичные и икроножные мышцы – там только твори. А ходит пешком. Я спрашиваю, чью позицию он должен играть – отвечает, что Эбонга. А объем Эбонга – 15 км за игру. В матче с «Шахтером» забил, отбирал, разгонял атаки, играл бокс-ту-бокса – всё делал. А ты, Калмырза, «Окжетпесу» гол забил на третьей минуте, и нет тебя.

Прогресс Руслана Валиуллина
Руслан Валиуллин – номер один среди казахстанских футболистов по тестам на сегодняшний день. У этого пацана очень сильные скоростно-силовые качества, хорошая выносливость. Есть генетика, в Уральске моторика его. Потом попадает в «Актобе» к Муханову, и тот увидел, что Руслан бегает, отбирает и ошибается, еще раз побежит, и будет отбирать. Парень генетически силен и не уступит ни одному легионеру в Казахстане. Валиуллин – единственный, кто следит хорошо за своей физической формой, но здесь есть хорошая генетика.
Сильные качества Максата Тайкенова и Еркина Тапалова
Максат Тайкенов – это больше технический и тактический футболист. Светлая голова, наверное, поймал те тактические задумки, которые есть у Благоевича, технически оснащен. Еркин Тапалов – это дисциплина. Если тренер сказал бежать 30 метров, он не остановится на 27,5.
Что делать игрокам запаса, если получаешь мало игрового времени?
11 футболистов в старте, 5 с замены вышли на 15 минут. Игра закончилась, помылись, поблагодарили за поддержку и ушли. Получили ли игроки замены ту нагрузку, которую получают игроки старта, отыгравшие 90 минут? Нет. Самурай – это путь, ежедневный труд. В шесть утра он встает и рубит. Не сыграл – останься после игры и выполни ту же нагрузку. Не дают «Астана-Арену» – иди в сквер, взял теннисный мяч и обыгрывай, ставь цель и бей по ней. Главное – это желание. Но легче же сесть в интернете, включить прямой эфир и залипать. Лежа на диване, легче сказать – куда ты бьешь.

Феномен Серикжана Мужикова
Из Серикжана Мужикова выжали весь сок. Он отдал всё казахстанскому футболу, особенно «Астане» и национальной сборной. Аплодирую стоя этому парню! С миниатюрными формами становился чемпионом, участвовал в Лиге Чемпионов. Сколько у нас таких казахстанских пацанов? Потому что он попал к Григорию Бабаяну под дисциплину, потом вернулся в аренду в Кызылорду и увидел, что тренироваться на стадионе «Локомотив» или летать на чартерах – это разные вещи. Всё, вернулся и взялся за голову.
Вы где-то видели Мужикова в социальных сетях, какие-то новости в пабликах про него? Если бы 21-летний Серикжан вот с этой головой и понимаем футбола, то чемпионаты Бельгии или Нидерландов для него легко бы дались. Однако, в Европе все равно смотрят на антропометрию, на возраст. Серикжан – это показатель для многих казахстанских футболистов, которые считают, что их отшили клубы.