В марте в столице Казахстана прошел международный турнир по боксу среди юношей в честь победителя Афинской Олимпиады по боксу Бахтияра Артаева. Обладатель Кубка Вэла Паркера лично приехал на открытие этого турнира.
В интервью ютуб-каналу «Спорт министрі» рассказал о коррупционных махинациях в спорте, высказал мнение о легионерах в Казахстане, а также дал прогноз на Олимпиаду в Париже. Автор Meta-ratings.kz Алим Динасылов представляет самые яркие мысли экс-боксера.
– Бахтияр, добро пожаловать в Астану! Знаем, что вы сейчас в Таразе. Чем занимаетесь, что у вас нового? Почему мы не видим вас в информационном поле?
– Большое спасибо. Рад находиться в Астане. Что касается моей причины приезда, то скоро у нас будет турнир. Приехал сюда посмотреть на готовность ребят. Дай Бог, все будет хорошо. Сейчас я живу в селе. Как вы сами знаете, меня убрали с должности по непонятным причинам. Может быть, в будущем вернусь на свою позицию.
– 23 марта впервые пройдет международный турнир по боксу имени Бахтияра Артаева в Астане. Как вы восприняли такую новость?
– Конечно, я был рад. Слава Аллаху, что такой турнир пройдет спустя 20 лет после моего олимпийского золота. Надеюсь, этот турнир раскроет наших будущих звезд.
– Недавно завершился олимпийский лицензионный турнир в Италии. Оцените результаты наших боксеров.
– Мы получили пять лицензий, что является большим достижением. Раньше мы гадали количество золота на Олимпиаде, а сейчас гадаем о количестве олимпийских лицензий. Тем не менее, наша сборная всегда ездила на Олимпиады в полном составе. И в этот раз будет также. Надеюсь, наши ребята оправдают надежды болельщиков. Я уверен в наших ребят. Конечно, они устали в психологическом плане. Тем не менее, атмосфера на Олимпиаде придаст им сил. Верю, что наши боксеры побьют отечественный рекорд по количеству золотых медалей на Олимпиадах, так как ребята находятся в отличной форме.
– У нас регресс или мировой бокс спрогрессировал в последнее время? Почему нет уверенности в наших ребятах?
– Бокс не стоит на месте, он везде развивается. Во многих странах внедряется научный и медицинский подходы, что позволяет им достигать результатов выше наших. В этом плане мы отстали от всего мира. Ребята устают, у них нет настроения. Кажется, не хватает научных знаний и ее имплементации в нашем боксе. Легко критиковать сборную со стороны. Тренеры трудятся, поэтому мы будем в них верить.
– Наши ребята боксируют в классическом стиле. Однако на последнем лицензионном турнире мы увидели аспекты из профессионального бокса: соперники идут вперед, наносят частые удары и используют «грязные» методы. Не думаете ли вы, что мы должны следовать мировым трендам?
– Мы не должны отставать от других стран мира. Как раз-таки эти аспекты являются интересными для зрителей. Классический стиль бокса сейчас никому неинтересен. Нужно работать над физическими данными и чуть-чуть менять манеру боксирования.
Получить бонус от партнера– Сейчас идет «горячая» дискуссия о том, кого нужно отправить на следующий лицензионный турнир в весовой категории до 63 кг. Как считаете, кто достоин испытать свою удачу?
– Наверное, меня будут критиковать, но я считаю, что Дулат Бекбауов должен ехать на следующий турнир. На чемпионате мира в весовой категории до 67 кг он выиграл серебро, а до этого – золотую медаль. Он проверенный временем боксер.
– Сможет ли Дулат сначала сбросить вес до 63 кг, а потом держать этот вес?
– Не вижу в этом никаких проблем. Он же сейчас тренируется под руководством моего бывшего тренера. Постоянно наблюдаю за его тренировками и знаю, что его вес никогда не бывает больше 67 кг.
– Асланбек Шымбергенов получил путевку на Олимпиаду. С другой стороны, мы мечтали получить двукратного олимпийского чемпиона по боксу. Знаю, что вы также мечтали об этом. Почему у нас нет двукратных олимпийских чемпионов?
– На самом деле, мы могли получить двукратного олимпийского чемпиона. Ермахан Ибаримов, Булат Жумадилов, все они достойные боксеры, которые этого заслуживали. Вина только наша. Если кто-то добивается успеха, мы пытается вставить палки в колеса. Когда я ехал на вторую Олимпиаду, тоже ведь не получилось. Нам не хватало поддержки.
– В сборной все еще есть свои подводные камни в виде конфликтов внутри команды. Когда мы избавимся от этого?
– Это будет нелегко. Для этого на руководящих позициях должны сидеть толковые люди, которые сами через это прошли. В таком случае, они не допустят конфликтов в командах. Нынешние руководители делают свою работу, однако, не погружаются во внутреннюю кухню.
– Можете сделать прогноз на Олимпиаду?
– Мне кажется, мы завоюем минимум одну золотую медаль. Может быть, если суждено, заберем и два золота, потому что в команде достаточно ребят, которые заслуживают быть чемпионами. Если наши ребята завоюют золото, то это будет исключительно их заслуги, но точно не руководителей.
– Женская сборная по боксу провела турнир в Италии провально: никто из пяти наших представительниц не завоевали путевку на Олимпиаду. Из-за этого предлагают поменять главного тренера. Что думаете об этом?
– Думаю, грядут перемены, потому, что нет единства. Это так называемый внутренний «вирус». Кажется, что-то случилось во внутренней кухне. Поэтому, перемены напрашиваются.
– Пересекались ли вы с Бекзатом Саттархановым?
– К сожалению, нет, мы не пересекались на тренировках. Однако мы все видели его победу на Олимпиаде в 2002 году. Его слова остались в моем сердце. Поэтому, когда я услышал новость о том, что спортивная школа N3 в Астане будет носить имя нашего чемпиона, я очень сильно обрадовался. Хочется, чтобы в каждом регионе нашей страны школы бокса носили имя Саттарханова.
– Вместо Тимура Кулибаева на пост президента НОК был назначен Геннадий Головкин. Вы вместе ездили на Олимпиаду с GGG. Что ждете от его назначения?
– Я рад, что на этот пост был назначен Геннадий Головкин. Желаю ему только удачи. Честно говоря, одному будет сложно вносить большие изменения. Требуется команда, которая готова пойти на системные изменения. На самом деле, президент НОК приходит на собрание раз в год. Вся работа делается его заместителями. Тем не менее, учитывая, что Геннадий – человек из спорта, то хочу верить, что он будет проводить объемную работу и ездить по всем мероприятиям. На нем сейчас большой груз. Если понадобится помощь, то я всегда готов поддержать.
– В нашем спорте на руководящих позициях очень много людей, которые не имеют никакого отношения к спорту. Что вы об этом думаете?
– Это ни для кого не секрет. Мы понимаем, что это махинации. Как можно привести финансиста в спорт? Человек, который занимается финансами, никогда не будет ходить за спортсменов. Даже если он отправится на международные турниры, то поедет туда с семьей и будет отдыхать. На прошлой «бронзовой» Олимпиаде мы даже не знали, с кого спросить за неудовлетворительные результаты. Токаеву нужно идти на большой шаг и дать полную свободу Министерству спорта. Министерство должно само выбирать, кто будет отвечать за спорт в регионах. Область должна руководить только футболом, а остальные виды спорта должны напрямую контролироваться Министерством. В спорте должны работать только те, кто этого реально хочет и живет спортом.
– Что думаете о натурализации в олимпийских видах спорта?
– Это коррупция. Легионеры не сильнее наших спортсменов. Как такие легионеры могут способствовать развитию отечественных спортсменов? Я полностью против идеи легионеров в нашем спорте. Почему легионеры должны получать зарплату с наших налогов? Если хотите привозить легионеров, платите им зарплату со своего кармана, а не с государственного бюджета. Мы не можем выделить бюджет молодым местным ребятам. О каких легионерах может идти речь? Считаю, что нужно закрыть профессиональные клубы. В этом году их бюджет составляет 64 миллиона долларов. Касым-Жомарт Токаев должен принять личное решение и исправить эту проблему. В таких клубах нет чувства патриотизма. Все спортсмены в той же велокоманде живут за рубежом. Винокуров, не обижайся, но почему велогонщики живут во Франции? Может быть, лучше ездить по селам и набирать местных ребят с прицелом на будущее? Если мы хотим развивать спорт, то нужно перестать заниматься такими вещами. Открывайте секции в селах. Закрывайте президентские клубы. Я устал видеть такое. В селах не спортзалов. Даже в Астане не хватает боксерских залов для молодежи. Нужно исправлять такие вещи.
– Бахтияр Артаев имеет больше друзей или врагов?
– Уверен, что имею больше ненавистников. Если добиваешься каких-то высот, то всегда найдутся люди, которым ты не угоден. Даже во время службы в спорте, после завершения карьеры были люди, которые сильно завидовали мне. Я не обижен ни на кого. Я еще вернусь на прежние позиции. Много тех, кто пытается вставить палки в колеса. Но тем не менее, хвала Аллаху, у меня есть друзья и коллеги, которые меня уважают и поддерживают.