В Казахстане разразился скандал между лигой кулачных боев «Nomad» и ее чемпионом Жанибеком «Ахиллесом» Канатбаевым. Все подробности случившегося конфликта боец рассказал в эксклюзивном интервью автору Meta-ratings.kz.
— Жанибек, можешь немного рассказать о себе и опыте в единоборствах.
— Я уже десять лет занимаюсь тайским боксом, завоевывал бронзу и серебро на чемпионатах мира, получил звание мастера спорта международного класса по муайтай. В профессионалах по муай-тай у меня рекорд 9-0, без поражений. Кроме того, я получил звание КМС по греко-римской борьбе среди юниоров. В 2018 году выступал в телепроекте по ММА «Kazakhstan Fighter», где один бой выиграл, а второй проиграл чемпиону этого проекта.
После этого победил в гран-при «Bushido» по правилам К-1 и завоевал пояс чемпиона. Также у меня было еще два рейтинговых боя по К1. Я выиграл оба поединка и после уже перешел в кулачку.
— Что подтолкнуло тебя к переходу в лигу кулачных боев? Я знаю, что незадолго до этого ты стал серебряным призером чемпионата мира по муай-тай в элит-классе, уступив в финале чемпиону One Championship, тайцу Капитану Петчьинди. Это очень высокий уровень! Можно было продолжать карьеру в любительском муай-тай.
— Это было не простое для спортсменов время, все-таки период после карантина. Мы сидели без боев. Я увидел два объявления в интернете о наборе бойцов в лиги «Nomad Fighting» и «Ruh Fighting». Сразу подал заявки в обе лиги и получил приглашения. С «Nomad» мы договорились быстрее, меня устроили условия и гонорар.
— Ты провел в лиге пять боев и во всех одержал победы.
— Да, причем третий и пятый бой я выиграл досрочно. Мой рекорд в лиге 5-0.
— Сложно ли адаптироваться к кулачным боям после поединков в боксерских перчатках?
— У нас в Казахстане это не совсем «голые кулаки», мы дрались в шингартах. Конечно, каждый удар в таких тонких перчатках чувствуется намного острее, чем в боксерских перчатках. Самое главное - побороть свой страх. После первого боя я почувствовал удары, понял, что это не так уж и страшно. Страх ушел.
— 10 июня ты выиграл финал гран-при лиги «Nomad» и публично объявил о желании перейти в ММА. Там же на«Алматы Арене» тебе пожелали удачи и вроде бы все было хорошо. Что было дальше?
— Лига на самом деле не плохая и отношения у меня с ними были хорошие. Я за многое ей благодарен. Все было нормально домоей победы в финале. Перед последним поединком мне предложили продлить контракт, но меня не устраивали их условия. Мы никак не могли договориться.
— Тебя не устраивал гонорар или что-то еще?
— Гонорар меня не устраивал, а они еще хотели продлить контракт на восемь боев. Я сказал, что согласен только на четыре боя и хочу гонорар чуть побольше. Они настаивали, чтобы я подписал контракт на их условиях до финала, но я не соглашался. Потом мы вроде сошлись на шести поединках по договору. Я предложил им подписать контракт после финального боя. В случае моей победы я хотел увеличения гонорара, но в итоге мы так и не смогли договориться и контракт остался не подписанным. Я победил в тот вечер и завершил свой контракт. Я стал чемпионом. На видео все видели, как на меня надели чемпионский пояс. После боя ко мне пришли организаторы и попросили вернуть им пояс. Сказали, что остальным участникам не успели изготовить пояса и им нужен мой, чтобы провести вручение другому чемпиону для видео. Обещали вернуть после турнира. Остальные чемпионы, со слов организаторов, должны были получить свои пояса только через неделю, когда они будут готовы. Позже представитель лиги снова выпросил у меня чемпионский пояс для каких-то дел. Через время я попросил вернуть мне пояс, я планировал фотосессию для бойцовского портфолио. Представители лиги стали кормить меня «завтраками», но пояс так и не вернули.
— После победы ты неожиданно остался без пояса. А что с гонораром? Я так понимаю, что и его ты не получил в полном объеме?
— Да, я сегодня посчитал. Получается, что мне выплатили только 43% от обещанного гонорара. Примерно около 20% гонорара я получил только через месяц и еще 20% от суммы спустя еще один месяц. Меня долго кормили обещаниями, просили подождать. Время шло, а денег от лиги не было. Организаторы сказали мне, что сейчас должны подписать контракты с новыми спонсорами и они сразу все мне выплатят. Прошло пять месяцев после турнира, но мой вопрос так и не решился.
— Гонорар после этого турнира только ты не получил или еще есть бойцы, которым не выплатили деньги?
— Слышал, что бойцы из России сразу получили свои гонорары и спокойно улетели домой. Я интересовался у казахстанских ребят, которые участвовали со мной в одном турнире. Некоторым из них выплаты провели только через месяц. Сейчас вроде еще осталось пару казахстанских бойцов, которые так и не получили свои гонорары полностью.
— Организаторы перестали брать трубку и при этом ты остался без заработанных денег. Еще во время боя ты получил перелом руки и тебе обещали оплатить операцию, но, по сути, кинули?
— Эту травму я получил на втором турнире «Nomad Fighting». Сломал средний палец левой руки, во время боя с Магомедом Асадовым. Сейчас он перешел в другой вес, до 61 килограммов. В третьем и четвертом поединках травма усугубилась. После этих поединков появлялись трещины, которые заживали, и я снова выходил на ринг. После пятого боя я получил перелом со смещением, на этой же руке. У нас с лигой было джентльменское соглашение, они обещали доплатить мне сверху 5% от суммы моего гонорара и закрыть расходы по операции, но… В итоге я не дождался и сам оплатил операцию через три недели после боя
— После нескольких месяцев ожидания ты обратился в суд?
— Да. В лиге знали, что я собираюсь в Америку. Я объявил об этом после выступления. Руководству лиги тоже сказал, чтобы они до моего вылета закрыли со мной финансовый вопрос. Они дали обещание, но и здесь не сдержали слово. Примерно за десять дней до моего вылета в США они перестали отвечать на мои сообщения и звонки. Мне пришлось подать на них в суд, который я выиграл. Суд обязал их выплатить оставшуюся часть моего гонорара и как проигравшей стороне им еще придется оплачивать мои расходы на адвокатов. В суде они отказались возместить мне расходы на операцию и 5% от суммы гонорара за ожидание, также отказались возвращать мой чемпионский пояс. Теперь они говорят, что на бумаге таких пунктов не было. Слово давали, но не сдержали.
— Обидно, что лига так некрасиво поступила с тобой?
— Когда я выиграл финал и сказал, что хочу покинуть лигу и продолжить карьеру за рубежом, они тут же объявили мой только что завоеванный чемпионский пояс вакантным. Это произошло сразу после боя на «Алматы Арене». Было неприятно. Могли бы предложить мне контракт на одну защиту пояса. Я бы, наверное, согласился на такой вариант, тем более этот момент мы тоже обсуждали с ними ранее.
— Почему ты не захотел попробовать себя в казахстанских лигах ММА? Для чего полетел в США?
— Я давно планировал уехать в США и попробовать себя в какой-нибудь западной лиге. У меня была виза, я купил билет и улетел. Рискнул. Сейчас проживаю в Лос-Анджелесе. Два месяца не тренировался, ждал пока рука окончательно заживет. Сейчас возобновил тренировки. Теперь я уже могу бить левой рукой. Я не хотел сидеть без дела во время реабилитации и стал подрабатывать в Uber и Мувинге (сервисы по доставке и помощи в переездах - прим. Meta-ratings.kz) грузчиком. Сейчас машину заказал себе, чтобы не арендовать, а на своей работать в такси. Ты знаешь, за это время я так соскучился по выступлениям. Готов выскочить и подраться хоть по профи боксу, хоть по ММА или по муай-тай. Конечно, у меня есть большая цель – попасть в UFC. Попробую реализовать ее за два года. Сейчас хожу в залы, знакомлюсь с людьми из мира ММА, ищу себе менеджера и тренера. Я в активном поиске. Сам двигаюсь, без связей.
— Кстати, в финале стадионного турнира «Nomad Fighting» твоим соперником был боксер Каныш «Кона» Сейдазым. Он шел на серии из пяти побед, без поражений. Ты был уверен, что легко пройдешь его?
— Уже на face-to-face я посмотрел в его глаза и понял, что он сильно волнуется. Он не выступал до этого на больших аренах. Это давило на него морально. Он нервничал. Когда я ему хороший удар пробил по корпусу, там все понятно сразу стало. Позже он сам мне признался, что психологически ему было сложно выступать на таком масштабном ивенте. Он просил у меня реванша, где-то через месяц после финала, но я тогда уже был в США.
— После турнира на «Алматы Арене» лига приостановила свою деятельность на полгода. Как думаешь, с чем это связано?
— На том турнире в андекарте массовая драка произошла в ринге: бойцы, тренеры, еще люди какие-то в ринг полезли. Скорее всего из-за этого у них возникли проблемы с акиматом города, и они никак не могли перезапуститься. Почти полгода лига не проводила турниры. Сейчас они объявили о старте нового сезона. В принципе с руководством лиги в лице Нурдавлата и Мухамеджана у меня всегда были нормальные отношения. Вопросы у меня больше к матчмейкеру лиги, который не выполнил свои обещания. Хочу через ваш сайт еще раз обратиться к лиге. Номад, верните мой пояс! Я его завоевал и я его заслужил! Если лига закроет вопрос со мной и отдаст мне пояс, то у меня к ним не будет никаких претензий.
Фото: Тимур Акбашев