Лауренциу Бонеску болеет за «Корвинул» более 30 лет. В эксклюзивном интервью Сергею Беседину специально для Meta-ratings.kz он рассказал о том как:
- повидал смерть своего любимого клуба;
- как проходили многократные попытки реанимации футбола в городе Хунедоаре;
- почему долгое время «Корвинул» не играл на взрослом уровне;
- о продаже и покупке бренда «Корвинул» за 45 тысяч евро;
- как клуб обанкротился, не получив 900 тысяч евро от «Аякса» за своего воспитанника Богдана Лобонца;
- а также невероятную историю о том, как местные фанаты собрали своими силами 12 тысяч евро и помогли выкупить бренд у частного лица.
Помимо этого Лауренциу Бонеску рассказал еще невероятные истории про румынский футбол. Тут с банкротством одного клуба «Рапид» появилось четыре новых «Рапида», в чемпионате играл клуб без названия и эмблемы на футболках, а также произошло невероятное разделение одного клуба на два разных.
– В истории «Корвинула» есть большой пробел около 15 лет, когда клуб нигде не играл. Расскажите, пожалуйста, что случилось?
– Да, в период с 2004-го по 2016-й год у клуба не было взрослых команд, зарегистрированных для участия в каких-либо соревнованиях Федерации футбола Румынии. Играла только одна молодежная команда, которая выступала в чемпионате города. В 2016 году суд Хунедоары постановил, что «Корвинул» будет ликвидирован за долги в размере 160 тысяч долларов.
– А что было до 2016 года?
– Там тоже интересная история. Шли суды. Нашему клубу на протяжении восьми лет удавалось отложить этот приговор благодаря иску 2008 года, выигранного в суде у бухарестского «Рапида» относительно перехода вратаря Богдана Лобонца в «Аякс». Дело в том, что «Корвинул» должен был получить внушительную сумму 900 тысяч долларов за этот трансфер, так как Лобонц является воспитанником клуба. Этих денег хватило бы с лихвой, чтобы закрыть все долги и даже сделать сильную команду, но … «Рапид» тоже обанкротился. И только в 2016-м году Суд Хунедоары посчитал, что у «Корвинула» больше нет никаких возможностей получить деньги, и он должен пройти процедуру ликвидации.
– Почему клуб обанкротился?
– В 2005 году последний президент «Корвинула» Мирча Алич зарегистрировал бренд Corvinul и позже продал его бизнесмену из Бухареста Октавиану Мариану, за 45 тысяч евро. Мариан пытался договориться с местными органами власти, чтобы разделить затраты на содержание клуба, но они не захотели с ним сотрудничать. Мариан так и не нашел инвесторов и клуб не заявился ни в один из взрослых дивизионов. В том же году муниципалитет Хунедоары учредил свой новый клуб «SC Corvinul 2005 Hunedoara». Они даже выкупили место во второй лиге у клуба CS Deva, но просуществовал этот проект не очень долго. Возникли финансовые проблемы, и в 2008-м году этот клуб прекратил существование. Летом 2009-го года был основан еще один новый клуб-преемник «Хунедоара», который много сезонов подряд играл в третьей лиге. Но летом 2016-го года их тоже исключили из третьей лиги из-за финансовых проблем. В этом же году ФК «Хунедоара», игравший в любительском чемпионате города, был переименован в CS «Хунедоара» и повышен в классе до третьей лиги.
– Почему все это время никто не пытался возродить клуб?
– Почему, не пытались? Желающих было достаточно, но в период с 2005-го по 2021-й годы ни один из клубов-преемников не мог использовать бренд FC Corvinul, несмотря на то, что первоначальный клуб бездействовал до 2016 года, пока суд Хунедоары не постановил, что все же должна быть официальная ликвидация. Основная проблема заключалась в том, что Алич зарегистрировал бренд, а затем, как я уже говорил, продал его Мариану, который не был заинтересован в передаче его муниципалитету Хунедоара. Он хотел за это денег, а муниципалетет не хотил платить. Там считали, что Мариан не самым чесным путем заполучил этот бренд. Плюс из-за судов было непонятно, что ждет дальше. В итоге получилось, что сразу три клуба «Корвинул-2005», «ФК Хунедоара» и «CS Хунедоара», которые появились позже, были преемниками «ФК Корвинул» со спортивной точки зрения. Они использовали белый и синий клубные цвета, местный городской стадион в качестве своей домашней площадки, а также пользовались поддержкой фанатов «Корвинула» и ультрас.
– А вы как считаете, кто прав, а кто виноват в этой ситуации?
- С одной стороны я понимаю Мариана. Он бизнесмен и заплатил свои деньги из своего кармана за бренд. Почему тогда он должен передавать бесплатно то, что стоило в 2005-м году 45 тысяч евро? Но с другой стороны, покупка футбольного бренда – это не квартира, машина или производство. Это несколько другое. Это что-то душевное и неосезаемое, которое принадлежит и жителям города тоже. Если у тебя нет финансовой возможности вкладывать и управлять клубом, а найти других инвесторов или партнеров тоже не можешь, позволь тогда сделать это тем, у кого есть на это желание и деньги. Но Мариан не хотел менять свою точку зрения. У него хватало только финансов на юношескую команду, поэтому «Корвинул» и не играл даже в самом низшем дивизионе среди любителей. Муниципалитет совместно с другими людьми пытались параллельно создавать другие клубы, менялись названия, но эти проекты тоже умирали.
– Я смотрю, для Румынии норма, когда один клуб разделяется на два, а то и на три разных клуба? Я слышал истории про то, как разделились даже самые титулованные клубы Румынии – два столичных кита: «Стяуа» и «Рапид». Что там случилось на самом деле?
– Везде разные истории. Начну с «Рапида», который разделился даже не на два, и не на три, а на четыре разных клуба после признания процедуры банкротства. Все началось с того, что лет 10 тому назад из-за больших долгов во взрослой команде осталось всего несколько игроков, и не было даже тренеров. После того, как суд признал клуб неплатежеспособным, «Рапид» даже не смог зарегистрировать новые контракты, поэтому не получилось и сформировать команду для регистрации в чемпионате на следующий сезон. Тогда бывший директор по маркетингу Хория Манолиу подписал сотрудничество с любителськой командой АФК «Рапид», которая играла в 5-й лиге и взяла на себя детскую и юношескую школу клуба, а также выставила в этой лиге команду, основанную на группе юниоров 1999–2000 годов рождения. Далее Хория Манолиу заявил, что команда является преемницей бывшего «Рапида» и, следовательно, продолжает вносить свой вклад в его достижения.
– Что было дальше?
– Через пару лет была создана спортивная ассоциация «Академия Рапид». Ее основали бывшие звездные игроки и легенды «Рапида»: Даниэл Никулаэ, Даниэл Панку, Наэ Станчу и Константин Шумахер. Они поделили между собой полномочия. Никулае стал президентом, Панку вице-президентом, Станчу менеджером, а Шумахер тренером. Потом «Академия «Рапид» была зарегистрирована в 4-й лиге, выкупив место у другой команды. Далее они получили право называть себя «ФК Рапид» после покупки на аукционе бренда, знака и цветов несуществующего клуба. Паралельно с этим железная дорога, которая была его хозяином и финансировла еще в начале прошлого века, совместо с муниципалитетом создали свой клуб, назвали его «Рапид 1923» и заявили, что это они настоящие преемники легендарного румынского «Рапида». Но и это еще не все. Болельщики клуба и ультрас не согласились ни с кем из них и сказали, что никакой АФК «Рапид», «Рапид 1923» или «Академия Рапид» не могут и не имееют права называть себя преемниками «Рапида». Тогда фанаты основали свою команду, уже 4-ю по счету, кто претендовал на преемстенность «Рапида». Из-за ограниченного и маленького бюджета они подали заявку только в любительский чемпионат Бухареста. Но было интересно, когда на их матчи с другими любиельскими командами собиралось по 5-8 тысяч зрителей. Даже в высшей лиге многие команды не собирают столько, а тут аматорский чемпионат города.
– Сейчас «Рапид» вернулся в высшую лигу и неплохо играет. Эти 4 клуба пришли как-то к общему знаменателю?
– Да, сейчас все хорошо. Они договорились между собой. Клуб вернулся в Супер Лигу. Болельщики тоже довольны и ходят на стадион. Заполняется и фанатский сектор.
– А что случилось со «Стяуа»?
– В середине десятых годов президента «Стяуа» Джиди Бекали обвинили в мошенничестве и нанесении ущерба государству. Суд признал его виновным и отправил его в тюрьму. В это же время активизировались представители армии, которые требовали у него вернуть обратно клуб и все права на «Стяуа». Бекали отказался и продолжил управлять клубом прямо из тюремной камеры. Находясь в тюрьме, как президент клуба, он выиграл подряд два чемпионства. Министерство обороны обратилось в суд и заявило, что Бекали не имеет права использовать историческое название и логотип «Стяуа». Суд вынес решение в пользу армии. Бекали сохранил игроков и место клуба в высшей румынской лиге. Суд с этим согласился, но заставил «Стяуа» играть без названия и эмблемы. А дальше было самое невероятное.
– Что же?
– Почти сезон «Стяуа» играл в красных футболках с черным квадратом, а комментаторы и диктор на стадионе не упоминали ее название. На табло во время домашних матчей вместо «Стяуа» просто писали «Хозяева». Когда команда отправлялась на выезд, ее встречала надпись «Гости». Проблемы начались при квалификации в Лиге чемпионов. В УЕФА испугались, что в еврокубках может сыграть клуб без названия и эмблемы, и обязали руководство придумать другое название и новый логотип. Тогда Бекали придумал название FCSB, что расшифровывается, как «Футбольный клуб «Стяуа» Бухарест». Само собой остались и красно-синие цвета, а поменялась только эмблема. Но и в новой эмблеме символика похожа, присутсвует звезда, присущая всем армейским клубам. В прошлом сезоне FCSB снова выиграл чемпионат и сейчас играет в Лиге чемпионов.
– А что слышно с армейцами?
– Армейская «Стяуа» проделала путь от любителей до второй лиги и играет под этим названием и сейчас. Было еще интересно, когда «Стяуа» и возрожденный «Рапид» встретились между собой, будучи участниками 4-го любительского дивизиона. Тогда на стадион с обеих сторон пришло столько болельщиков и зрителей, что даже на всех матчах Суперлиги было меньше людей.
– Мы отвлеклись от темы. Как решилась ситуация с «Корвинулом»?
– Летом 2021-го года, по случаю столетия со дня основания «Корвинула», оригинальный бренд был все же выкуплен у Октавиана Мариана. Для покупки и переговоров были привлечены легендарные имена клуба, в том числе Иоан Андоне, Мирча Луческу, Мирча Редник, а также глава муниципалитета Хунедоара и самые влиятельные болельщики. Совместными усилиями нам удалось провести эту сделку.
– За сколько владелец бренда «Корвинул» согласился его продать?
– За 45 тысяч евро.
– Получается, что он за что купил, за то и продал?
– Получается, что так.
– Но 45 тысяч евро в 2005-м году, когда он покупал и 45 тысч евро в 2021-м году, когда продавал – это же совершенно разные деньги, учитывая уровень инфляции, повышения цен и курса валют. Разве это хорошая сделка для него?
– Так он получил хотя бы что-то, хоть какие-то деньги. Это лучше, чем 16 лет просто владеть папкой с пакетом документов и печатью, которые лежат дома. И еще не могу не отметить один факт.
– Какой?
– Из этих 45 тысяч часть дал муниципалитет, часть близкие к клубу люди, и почти 25 процентов от общей суммы собрали своими силами мы – фанаты, которые внесли 12 тысяч евро.
– После того, как «Корвинул» воскрес и вернулся на высший уровень, есть ли у вас мечта?
– Если честно, я уже доволен тем, что есть сейчас. Еще три года назад у нас в городе была только любительская команда в 4-м дивизионе, а в этом году не только вернулся «Корвинул», так еще и мы выиграли Кубок Румынии и сейчас играем в еврокубках. Это просто сказка.