Автор Meta-ratings.kz приводит интервью титулованного казахстанского боксера Аману Тасыгану на телеканале «Хабар», в котором Канат честно рассказал о своем жизненном пути, трудностях и закулисных играх в боксе.
Канат Ислам и его брат свои первые заработанные деньги
Канат Ислам:
Тогда мы жили загородом и держали домашний скот. Поэтому у нас всегда было много хлопот: наполнить бочки с водой, растопить уголь, почистить сарай. А в летнее время у нас с братом было много свободного времени. Тогда наши ровесники зарабатывали карманные деньги, подрабатывая в разных местах. Мы и решили, что нам тоже стоит попробовать подзаработать.
Улан Кенжебек:
Мы хотели заработать деньги и помочь нашим родным, поэтому решили изготавливать кирпичи. В день у нас получалось изготовить от 70 до 100 кирпичей. Итого, за несколько дней мы сделали 400-500 кирпичей. За это количество мы заработали 200 юаней. По нынешним меркам, это в районе 10-15 тысяч тенге. Тогда для нас это были большие деньги.
Афера на изготовление кирпичей?
Улан Кенжебек:
Был случай, когда владелец не выплачивал нам зарплату. Тогда Канат несколько раз сходил к нему и попросил его выплатить наши заработанные деньги. Однако он отказался этого делать, после чего брат разрушил все изготовленные кирпичи. Уже в то время он был с вспыльчивым характером.
Канат Ислам:
Владелец был намного старше нас. Мы договаривались с ним по-мужски – после того как изготовим кирпичи, то получим свою оплату. Однако когда дело было закончено, он отказался платить. Я разрушил все кирпичи. После этого он нас даже не искал. Видимо, постыдился (смеется). Мы дали ему возможность, пришли к нему, однако он решил не держать свое слово. Считаю, что с его стороны это было неправильно. После этого я не занимался черновой работой. С 11-ти лет я увлекся спортом. Поэтому изготовление кирпичей - мой последний ручной труд.
Когда боксер почувствовал первый вкус побед и денег?
Это были мои первые бои. В то время гонорар был небольшой – сумма не превышала 100 долларов. Помню, что тогда отдал эти деньги своей бабушке. Неважно, был это маленький турнир или большой бой, она не хотела брать средства. Всегда твердила мне, что это мой труд, и даже не радовалась за меня. Позже я понял, что они меня так воспитывали – чтобы я не был высокомерным и не зазнавался.
Когда Каната Ислама пытались подкупить?
Это было на Спартакиаде в Китае, которая является вторым самым большим турниром после Олимпиады. Некие люди пришли к моему тренеру с предложением: они готовы были заплатить 150 тысяч долларов, чтобы я снялся с турнира. Тогда тренер спросил у меня, выигрывали ли когда-нибудь Спартакиаду казахи или уйгуры? Мы понимали, что это был шанс написать новую историю. Мы выбрали честь.
Как прошло первое покушение на боксера?
Дархан Мухтарбекулы, друг Каната Ислама:
Мы познакомились с Канатом в начале 2019 года в Алматы. Я старался помогать ему в продвижении его боксерской карьеры – в голову пришла идея с организацией вечера бокса с участием Каната в нашей стране. Обсудив это с ним, мы решили организовать этот ивент.
Но во время организации турнира многие люди пытались помешать нам. Среди них были и представители известных людей, которые угрожали нам. Они подсыпали яд в питьевую воду Каната, посягнув на нашего чемпиона. Это была тяжелая ситуация для нас.
Кто подсыпал яд?
Когда президент Токаев баллотировался на выборах, мы вместе с Жаксылыком Ушкемпировым были среди тех, кто поддерживали его. Мы чувствовали поддержку народа, который хотел видеть новых людей в политике. Поэтому мы решили поддержать президента. Перед тем как войти в общественный штаб Токаева, нам начали поступать звонки. По телефону назвали имя большого человека. Произнесли имена внуков елбасы (прим. – Нурсултана Назарбаева). Много людей тогда верило в меня. Если бы я все бросил, что бы делал Qazaq Promotions? Поблагодарили этих людей и отказались от их предложения. Позже уехали в Америку, где я сдал анализы, в которых был обнаружен яд.
Знакомство с женой
Гулмира, жена Каната Ислама:
Первая встреча с мужем у нас была в парке перед цирком Алматы. Тогда я пришла раньше, пришлось ждать Каната 15 минут! Честно говоря, с первого взгляда не особо понравился. На второй встрече я уже начала видеть в нем мужские качества, которые мне подходили.
Про адаптацию к казахскому языку в Китае
Так как мы писали арабской вязью, я не мог читать на кириллице. С 1991 года,в Китай начали приезжать тренеры из Казахстана. Дамир Буданбеков, который позже был главным тренером сборной Казахстана, тоже был среди тех, кто приехал к нам. Он стал для меня как второй отец. Очень часто после тренировок он меня учил кириллице. Тогда он говорил, что когда уеду в Казахстан, у меня будут трудности.
Эмоции от переезда в Казахстан
Ерик Адикулы, брат Каната Ислама:
В Китае у Каната были все условия и возможности. После международных соревнований у него были подаренные квартиры как в Пекине, так и в Урумчи. Ему даже предлагали депутатский мандат. Однако ему это было неинтересно. Он мечтал о возвращении на историческую родину.
Канат Ислам:
Я оказался в приграничном селе Достык. Нас встретили у вокзала, и тогдашний руководитель приграничным переходом накрыл для нас стол. Тогда я был очень счастлив и впервые почувствовал гостеприимство и традиции нашего народа.
Алим Динасилов