Неманья Максимович, пожалуй, является лучшим легионером в истории «Астаны» и КПЛ. 29-летний сербский полузащитник провел два ярких года в составе столичного клуба и выиграл всё. Именно его гол в ворота АПОЭЛа стал историческим для казахстанского футбола, выведший астанчан в групповой этап Лиги чемпионов.
В настоящее время Немо доигрывает в испанском «Хетафе», после чего перейдет в греческий «Панатинаикос». В Ла лиге хавбек выступает с 2017 года, куда перебрался из КПЛ.
В эксклюзивном интервью Meta-ratings.kz Максимович рассказал о жизни в Испании, вспомнил период в Казахстане и назвал ТОП лучших игроков КПЛ.
Получить бонус от партнера– Немо, ты уже седьмой год в Ла лиге, в «Хетафе» выступаешь с 2018-го. Расскажи, как ты поживаешь в Испании?
– «Хетафе» – лучший клуб в моей карьере: живу в одном из лучших городов мира, играю в одной из лучших лиг мира и не испытываю никакого давления, что очень важно. Для меня и моей семьи очень комфортно здесь жить. Год прожил в Валенсии, пять лет в Мадриде, и я очень благодарен Испании за все. Не только карьера здесь моя удалась, но и личная жизнь: мои дети родились в Мадриде, ходят здесь в школу.
– Долго ли ты адаптировался в Испании?
– Да, достаточно долго. Как я уже говорил, мои дети родились здесь, для моей семьи Испания – уже как второй дом. Не знаю, что будет в будущем, но мы всегда будем рады возвращаться в Мадрид, так как это один из важных городов в нашей жизни.
– Расскажи про свой первый сезон в Испании. С какими сложностями ты столкнулся здесь?
– Разумеется, было нелегко. Произошли большие перемены в моей карьере и жизни: новая культура, новый язык, новый чемпионат. Выучив испанский, мне было гораздо легче – ты можешь общаться со всеми без проблем.
– Перед переходом в «Валенсию» ты полгода не играл в составе «Астаны». Как ты думаешь, почему так поступили с тобой? Почему тебя не выпускали?
– Со временем я понял, почему в “Астане” меня не выпускали в последнее время, и это нормально. Я был молодым футболистом, чемпионом мира среди молодежных сборных, поигравшим в групповом этапе Лиги чемпионов, и у меня истекал срок контракта. «Астана» не имела возможности заработать на моем трансфере, так как я подписал предварительный контракт с «Валенсией». Я пытался перейти туда еще зимой 2017 года, но тогда в клубе отказались платить за мой трансфер и дождались лета, когда я стану свободным агентом. Понимаю, почему мне не давали играть эти шесть месяцев. Будь я президентом «Астаны», я бы поступил так же. Но эти 2,5 года в «Астане» были невероятными. И эти шесть месяцев без практики в «Астане» никак не изменили моего мнения о клубе и Казахстане.
Конечно, было нелегко сразу влиться в коллектив, особенно без игровой практики. Но тогда я был молодым, полон энергии, и мне нужно было через это пройти. Сейчас, наверное, мне бы далось намного тяжелее.
– «Астана» часто делает акцент на балканских игроков. Как ты думаешь, это оправдывает цели?
– Когда мы говорим о балканских игроков в «Астане», первый на ум приходит Ненад Эрич – один из лучших вратарей КПЛ. Он выступал и за сборную Казахстана, побил множество рекордов. Сербские футболисты быстро осваиваются в Казахстане, привыкают ментально и быстрее выучивают русский язык.
– Твой переход из КПЛ в Испанию наверняка изменил мнения функционеров и болельщиков о балканских игроках.
– Тот переход был очень важным для сербских футболистов и он поменял взгляды балканских игроков о казахстанском футболе. Кажется, тогда многие начали думать «Раз Максимович смог перейти из Казахстана в Ла лигу, значит и я смогу».
– Помнишь, когда тебе позвонили из «Астаны»? Что ты тогда знал о клубе и стране?
– Мой агент позвонил и сказал, что есть хорошее предложение от «Астаны». Я ответил, что будет тяжело, так как не имел никакого представления о Казахстане. Прочитал в интернете про страну, местный футбол, спрашивал у сербов, которые выступали тогда. Они отзывались о Казахстане очень тепло, и спустя несколько дней я дал согласие на переход в «Астану». Это был одним из лучших моментов в моей карьере, получил то, чего мне не хватало – поиграл в еврокубках, выиграл трофеи.
– Кому позвонил? Эричу?
– Да, ему. Тогда мы не так близко общались. Он рассказал практически всё: о болельщиках, клубе, стране. Сказал, что «Астана» – это как “Реал Мадрид” в Испании.
– С кем из того состава «Астаны» ты поддерживаешь связь?
– С Ненадом Эричем, Марином Аничичем, Бранко Иличем, Джордже Деспотовичем, Агимом Ибраими – в основном с балканскими игроками.
– Многие легионеры, приехав в Казахстан, испытывают шок от полей. Было ли у тебя такое?
– Большого удивления не было. Я сам приехал из Сербии, где на тот момент тоже были проблемы с инфраструктурой. Если бы я приехал из Испании в Казахстан, то, конечно, я бы сказал: «куда я попал?». Поэтому, для меня не было большой разницы между Казахстаном и Сербией в плане инфраструктуры.
– Как прошла твоя адаптация тогда в Казахстане?
– С адаптацией было гораздо проще. Стоилов говорил на сербском, с тренерским штабом тоже разговаривал на сербском. Плюс в команде было немало балканских игроков, они мне во многом помогали. Тогда мне, как молодому футболисту из Сербии, который не знает язык, было очень нелегко.
– Как ты думаешь, в чем феномен той «Астаны»?
– Это была классная команда, с хорошим тренерским штабом и грамотным менеджментом. 2015 год был прекрасным для «Астаны» и в целом Казахстана, так как впервые казахстанский клуб попал в групповой этап Лиги чемпионов. Каждый игрок той команды был суперталантливым – Кабананга, Твумаси, Каньяс. В следующем году мы тоже неплохо выступили, но не повезло в матче с «Селтиком». Тем не менее, мы сыграли в Лиге Европы, что тоже очень хорошо.
– Было немало слухов об интересах европейских клубов к тебе. Можешь назвать, от каких конкретных клубов поступали предложения?
– В футболе очень много слухов, писать могут всякое, однако конкретное предложение было из «Валенсии», но я также был близок к переходу в «Монако».
Италия? Англия? Не думаю, что интересовались, предложений оттуда не было.
– Что чувствовал перед переходом в «Валенсию»?
– Когда поступило предложение, я согласился сразу же. Это одна из лучших команд Испании, а Ла лига – один из лучших чемпионатов в мире. Я хотел попробовать свои силы в Испании, не хотел никого слушать. И думаю, это было одним из лучших решений в своей карьере. Хоть и не играл в «Валенсии» так много, но я благодарен этому клубу за то, что дал мне возможность поиграть в Испании.
– Не переживал ли, когда «Астана» перестала тебя выпускать на поле, ты потеряешь форму перед таким важным переходом?
– Когда я подписывал контракт с «Валенсией», я уже знал, что не буду играть в «Астане». Это был огромный риск, но когда у тебя появилась возможность выступать за один из лучших клубов мира, нужно идти на определенные риски. Никто не знает, что произойдет завтра. Я мог бы продлить контракт с «Астаной», получить травму и всю жизнь жалеть о том, что не воспользовался шансом уехать в Европу. Тогда я думал: «хорошо, возможно я потеряю шесть месяцев практики, зато летом окажусь в одной из лучших команд мира. Да, это риск, но «Валенсия» – есть «Валенсия». Это стоило того.
– «Валенсия» не спрашивала, почему ты перестал играть?
– «Валенсия» также понимала, что если подпишут со мной предварительный контракт, я потеряю место в составе «Астаны».
Изначально «Валенсия» хотела выкупить мой трансфер зимой, но тогда у команды были сложности в сезоне, и подписать молодого футболиста было бы не лучшим решением клуба на тот момент, иначе было бы много давлений. Я перешел летом и было намного легче влиться в коллектив.
– Как прошла адаптация?
– Тогда в «Валенсии» не было больших проблем, как сейчас. Команда была очень боевая, были такие сильные игроки, как Парехо, Гарай, Кондогбья, Родриго. Это было большим вызовом для меня – новая команда, новый чемпионат, новый язык, плюс отсутствие игровой практики. Как и говорил, первые шесть месяцев ушли на адаптацию, учил испанский, привыкал к жизни в новой стране.
– Ты пришел тогда, когда противостояние Месси и Роналду подходило к концу. Каково это было играть против «Реала» и «Барселоны»?
– Мой первый матч прошел дома против «Лас-Пальмас», провел 10-15 минут, и я был очень счастлив. Следующая игра была на выезде против «Реала». Тогда я не выходил на поле, но это было классным опытом для меня. Представляешь, я приезжаю на «Сантьяго Бернабеу», команда играет против Роналду, Бензема, Модрича, Крооса. Когда-то я смотрел эти матчи по телевизору, а сейчас наблюдал со скамейки запасных – это круто.
Это был закат той мощной «Барселоны». В мой первый сезон в Испании Месси был в невероятной форме.
– Обменялся ли с кем-то футболками после матча?
– В основном я меняюсь футболками с балканскими игроками. В своем первом матче против «Реала» я поменялся с Модричем. Когда мои друзья просят чью-то футболку, я меняюсь с ним, но в основном я меняюсь с балканцами.
– Ты знаком лично с Модричем?
– Да, когда встречаемся на поле мы можем пообщаться, обменяться мыслями, но не сказал бы, что мы друзья, не вижусь с ним каждый день.
– Кто был твоим кумиром детства?
– Когда был маленьким, разумеется, я наблюдал за игрой Роналдиньо. У него сумасшедшая техника, он буквально наслаждался на поле.
– Ты играл против «Кайсара», «Акжайыка», а через шесть месяцев ты играешь на «Бернабеу» против «Реала». Насколько сложны было переключиться в игровом ритме?
– Конечно, это совсем другой ритм, в каждом матче полный стадион. Когда «Астана» играла в еврокубках, у нас тоже всегда был полный стадион, но через три дня играем в чемпионате – максимум 2000 болельщиков, и я не понимал, как это может быть. В Испании с этим проблем нет. В каждом матче были сумасшедшие скорости, полные трибуны.
– В Казахстане ты играл вместе с очень талантливым футболистом – Бауржаном Джолчиевым. Как ты думаешь, в чем были его проблемы? Стоилов говорил, что он самый талантливый игрок в его тренерской карьере.
– Джолчиев был суперталантливым, но он был крейзи. Если бы он работал над собой, он бы играл в топовых клубах, у него было все – скорость, сила, прыжок, пас. У него футбол стоял на последнем месте. Если бы он думал о футболе, с его физическими данными он бы мог заиграть в Ла лиге.
– Какой комичный случай ты сейчас вспомнил?
– Тебе нужно позвонить Эричу, у него таких куча (улыбается). Помню один случай, когда мы играли на выезде. Это был день матча, мы пообедали и уже пора выезжать на стадион, а Джолчиева нет. Мы искали его повсюду. А дверь его номера была открытой, зашли к нему в номер, а он спал. Человек забыл, что сегодня матч.
– Назови свой ТОП лучших игроков, против которых ты играл.
– Это безусловно Дани Парехо, Роналду, Месси, Бускетс, Неймар, Модрич, Кроос и Серхио Рамос.
– А в Казахстане?
– Аршавин тогда был в хорошей форме, но, конечно, не сравнится с тем, что было у него в «Арсенале». Замечательно играл тогда Тимощук, Жуков был неплох, но он тоже был немного крейзи (улыбается). Из «Кайрата» я бы выделил Исламхана и Жерара Гоу. Также мне нравилась игра нашего капитана – Таната Нусербаева. Он был настоящим лидером, всегда хотел побеждать, был агрессивным на поле.
– Следишь ли за КПЛ сейчас?
– Да, иногда просматриваю обзоры матчей «Астаны». Также смотрел выступления сборной Казахстана в квалификации на Евро. Когда есть время, просматриваю какие-то матчи.
– Пишут ли тебе сейчас казахстанские болельщики?
– У меня нет инстаграма, я удалил свою страницу, со мной тяжело выйти на связь. Поэтому в ватсап мне никто не пишет (улыбается).
– Если не брать групповой этап Лиги чемпионов, какие матчи в составе «Астаны» тебе больше запомнились?
– Разумеется, это матч против АПОЭЛа, когда мы вышли в группу ЛЧ. Также отмечу матч против ХИКа, когда мы забили на последних минутах. И заключительный матч в чемпионате против «Актобе». когда победный мяч на последних минутах забил Кабананга. Я тогда впервые стал чемпионом Казахстана.
– Еще не было казахстанских игроков в ТОП-5 чемпионатах. Как ты думаешь, кто в свое время мог перейти туда?
– Жуков в свое время мог пробиться в топовый чемпионат, он был очень хорош тактически. Возможно, физически был не так силен, но его видение поля было хорошим. И, как говорил ранее, у Джолчиева был огромный потенциал, он мог бы перейти в ТОП-5 чемпионатов. Также Бауыржан Исламхан был превосходен, был очень техничным.