В августе 2023 года российский нападающий покинул Идрис Умаев «Актобе» после конфликта с экс-директором клуба Сергеем Куленко. Зимой 2024 года Умаев попросился на просмотр в стан «красно-белых», после чего с ним заключили контракт. В 25 матчах в нынешнем сезоне Умаев забил шесть мячей и отдал четыре голевые передачи. В марте экс-главный тренер сборной Казахстана Магомед Адиев заявил, что ждет Умаева в сборной перед игрой против Греции (0:5) в Лиге наций.
Ютуб-проект Meta-ratings.kz – BorodAbata – отснял документальный фильм о жизни и карьере Умаева. В фильме Идрис рассказал ведущему Ерболу Каирову об уходе из «Актобе» после конфликта с Куленко, а также:
- вспомнил первое приглашение из Казахстана;
- оценил шансы «Актобе» на чемпионство в текущем сезоне;
- поделился успехами в изучении казахского языка;
- и рассказал, как вернулся в город на белом холме.
О том, как попал в футбол
«Мы с братом особо не увлекались футболом. Мой двоюродный брат, который занимался борьбой, увидел нас дома и сказал: «бездельники, хватит сидеть дома, идите на борьбу». Мы записали в секцию на следующий же день. Тогда мне было семь лет, а родному брату восемь. Занимались борьбой две недели, а потом наш дядя протолкнул в футбольную команду через нашего родственника, который был тренером. Я был самым маленьким в команде, но можно сказать, что меня взяли «по-блату». Тогда не было академий и разных возрастных групп.
Мои родители не понимали футбол, но поддерживали мои занятия. Они делали все, что могли, чтобы помочь мне и лишний раз не напрягали меня. В детстве бывало, что после тренировок я мог помогать на стройке. Когда уже начал зарабатывать, они начали относиться к этому легче. Чтобы вы понимали, когда я дома смотрел футбол, отец мог зайти и просто переключить канал. Мой отец начал увлекаться футболом только тогда, когда я играл на определенном уровне. Все мои родственники поддерживали меня, смотрели мои игры».
Первое приглашение из Казахстана
«Выступал за «Чайку» и получил разрыв левой приводящей мышцы. Мне сказали, что нужно восстанавливаться минимум три-четыре месяца. У меня закончился контракт с «Чайкой», я вернулся домой и занимался восстановительными процедурами: бегал, тренировался. Даже не понимал, заиграю ли я снова или нет.
В «Чайку» меня брал Магомед Мусаевич (Адиев). На момент перехода у меня был контракт с «Ахматом». После ухода из «Чайки» я вернулся в «Ахмат» и поехал на сборы с дублем в Кисловодск. Бегал по кругу, но полноценно не тренировался. Тогда Магомед Мусаевич после своего назначения главным тренером карагандинского «Шахтера» позвонил мне и позвал в команду. Я сказал, что хочу, но попросил дать мне время. Мне нужно было это обсудить с дядей. Мне не была важна команда, я хотел лишь играть и набирать форму».
Шансы «Актобе» на чемпионство
«Вполне уверенно могу сказать, что нам по силам это сделать. Все в наших руках. Если будем отбирать очки у прямых конкурентов, то я уверен, что они где-то в других матчах дадут осечку. Самое главное – выигрывать свои матчи. Очень надеюсь, что в этом сезоне получится порадовать болельщиков, родных и самих себя».
О своей игре за «Актобе»
«Мне комфортно жить в этом городе, ставлю 10/10. Что касается моей игры, поставил бы себе шесть по десятибалльной шкале. Когда я только набираю форму и начинаю забивать, то у меня сразу что-то заболит. В последний раз я сделал два голевых действия, и сразу травмировался, из-за чего пропустил две игры. Пропускаешь тренировки – теряешь место в основе».
Изучение казахского языка
«Я уже начал изучать казахский язык, знаю несколько фраз: «кеттік па?» – «пошли?», «рахмет», «қалайсың?», «жейсің бе?» – «будешь кушать?», «не істеп жатырсың?» – «что делаешь?». Тяжело учить, когда я параллельно занимаюсь английским».
Проблемы в первой игре за «Шахтер»
«Провел две тренировки с командой, и вышел в стартовом составе. Матч был на «Астана Арене», а крыша была закрыта, было очень душно. Во время игры сказал Магомеду Мусаевичу, что больше не могу. Он посмотрел на меня шокированным взглядом. Я не понял, почему он так удивился. Потом посмотрел на табло, а там всего лишь 17-я минута (смеется). У меня сводили ноги, но потом я заработал пенальти и забил гол».
О возможном вызове в сборную Казахстана
«В середине марта у нас была игра против «Кайсара», а потом началась пауза. Все улетали домой на выходные, и я тоже взял билеты домой. Потом мне позвонили с Астаны и попросили прилететь, чтобы получить паспорт. По итогу я остался в Казахстане и надеялся, что получу паспорт. Как видите, не получилось. Со своей стороны я сделал все, что должен был. Может быть, ожидал что получу паспорт быстро, но наверное, это долгий процесс».
Отзаявка из «Актобе» в прошлом сезоне
«После того, как меня отзаявили из «Актобе», я вернулся в «Ахмат» и тренировался с командой, чтобы поддерживать форму. Было тяжело, потому что я тренировался, но играть не мог. Поэтому я играл на любительских турнирах. Не мог провести четыре месяца без команды. «Актобе» выполнил все финансовые обязательства по контракту. Не считаю, что я должен был выяснять свои отношения с Куленко. Лучше промолчать, чем «гавкать». Это один из самых неприятных моментов в моей карьере. С моей точки зрения Куленко показался плохим, но может быть он хороший человек. Мы же этого не знаем. Я сделал все, что от меня зависит. Моя совесть перед клубом чиста».
Возвращение в «Актобе»
«Да, были разные варианты зимой, но я сразу решил, что должен вернуться в «Актобе». Даже если бы меня пригласили на просмотр, я был готов поехать. Другие клубы предлагали мне контракт, а в «Актобе» я попросился сам. Рад, что получилось договориться с клубом. Мне очень здесь нравится. Благодарен всем тем, кто был задействован в моем возвращении. Болельщики меня поддерживали в первый же день после ухода в прошлом году».